От 7 месяцев до 1 года — Период, когда у ребенка формируется социальная разборчивость. Значимых близких он уже выделяет и узнает. Зачастую такими людьми являются мама, папа и все те, кто находится с малышом длительное и постоянное время. Свои чувства он проявляет улыбкой и радостными визгами, когда видит социально значимого человека.
В этом возрасте ребенок уже активно пробует разную еду. Именно сейчас мама, как правило, готова оставлять его с кем-то. Важно, чтобы ребенок находился с тем, кого давно знает. Также этот период характеризуется отделением от матери. Потребность быть с матерью еще есть, но она ослабевает. Около года малыш начинает ходить и тем самым делать что-то самостоятельно, изучать окружающий мир.
Задача родителей — позволить ребенку его безопасно изучать.https://promum.com.ua/otnosheniya/kak-proyavlyayut-lyubov-deti-v-raznom-vozraste/
Когда ребенок начинает понимать маму?
Нерво-психическое развитие детей первого года жизни Нервно-психическое развитие детей первого года жизни Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми.
- Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
- • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;• Эмоции;• Общие движения;• Движения руки и действие с предметами;• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
- • Навыки и умения.
- Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.
- Таблица 1. От 0 до 6 месяцев
Показатель | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц |
Зрительно-ориентировочные реакции | Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним | Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой | Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении | Узнает мать | Отличает чужих от близких | |
Слуховыеориентировочные реакции | Вздрагивает при резком звуке и мигает | Прислушива- ется | Отчетливое слуховое сосредото- чение | Поворачивает голову на звук | Различает тон, с которым к нему обращаются | |
Эмоции | Первая улыбка | Улыбается в ответ на речь взрослого | В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек | Громко смеется | ||
Движения общие | Пытается держать голову лежа на животе | Хорошо держит голову в (1-2 мин.) вертикальном положении | Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног. | Поворачивает- ся со спины на живот | Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на живот | Поворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке. |
Движения руки и действия с предметами | Захватывает подвешенную игрушку | Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка | Свободно берет игрушки из разных положений | |||
Подготовительные этапы развития речи. Понимание речи | Начинает гулить | Продолжи-тельно гулит | Продолжает долго гулить | Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета | ||
Навыки и умения в процессах | Берет пищу губами с ложки для кормления |
Таблица 2. От 6 до 12 месяцев
Показатели | 7 месяцев | 8 месяцев | 9 месяцев | 10 месяцев | 11 месяцев | 12 месяцев |
Движения общие | Хорошо ползает | Самостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нее | Ходит при поддержке за обе руки | Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. | Самостоя-тельно стоит без опоры | Самостоя-тельно ходит |
Движения руки с предметами действия | Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую | Долго занимается игрушками | Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает | Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой | Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки | |
Подготовитель- ные этапы развития речи | Произносит слоги многократно (лепечет) | Громко, повторно произносит различные слоги | Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете | Подражает разным слогам взрослого | Произносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис-кис» | Произносит 8-10 слов |
Понимание речи | На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте | По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания» | Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек | Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого | Выполняет элементар- ные требования взрослых | Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличива- ется запас понимаемых слов |
Навыки и умения в процессах | Пьет из чашки, которую держит взрослый | Сам держит сухарик или корочку хлеба | Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками. | Пьет из чашки | Пьет из чашки | Сам берет чашку и пьет из нее |
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.
- Развитие зрения и слуха У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение.
- Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения.
- Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво.
На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете. Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми.
В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.
Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему. Развитие эмоциональных реакций Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем.
Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр. Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования. На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться.
У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления». К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей.
Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека.
Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание. Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение.
При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции. После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.
К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.
Общие движения Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает.
- С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки.
- В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.
- При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.
Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша! С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки.
При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений. Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни. Развитие речи Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др.
Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша. К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком.
А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей. В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом.
Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам.
Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями. Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя». Советы родителям Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых.
Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания. Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц.
Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку. Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех.
- Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.
- Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно.
- А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками.
Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи. В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры.
- Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.
- С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
Читать подробнее: Нерво-психическое развитие детей первого года жизниhttps://dgb15.ru/guest/15087
Когда у ребенка появляется привязанность к маме?
Как развивается привязанность ребенка к родителям В первый год жизни ребенок привязывается через физические ощущения. Поэтому так важно не отказывать малышу в ручках, в зрительном контакте. Первые полгода ребенок как бы знакомится с окружающими его взрослыми и выбирает к кому привязаться.
- Замечали, наверно, что вдруг после 6 — 8 месяцев ребенок начинает бояться малознакомых людей, предпочитая им тех, кто всегда рядом.
- Основной привязанностью обычно становится мама.
- Связано это не с родством, а с тем, что именно мама, как правило, заботится о ребенке.
- Если же мамы не будет рядом, то привязанность сформируется к тому, кто возьмёт на себя заботу о ребенке.
Если о нем заботятся несколько взрослых наравне, то привязанность сформируется к ним всем.2. Похожесть, После года ребенок стремится походить на своего взрослого. Малыш надевает шарфик как у мамы, пытается сесть на горшок как брат, стучит молотком как папа.
- Именно вследствие привязанности дети учатся на примере родителей.
- Родителям на этой стадии следует подчёркивать схожесть ребенка с собой.3.
- Принадлежность,
- Примерно с 2х лет ребенок начинает обозначать свою принадлежность: я мамин, моя мама, мой папа.
- В этом возрасте дети могут начать ревновать родителей друг к другу и к другим детям в семье.
Тогда же они начинают «жадничать». Специально ставлю в кавычки, потому что, когда двухлетка кричит «мое!» то это не про жадность. Не нужно ругать ребенка за это и объяснять, что мама общая. Он и сам это со временем поймет. А пока акцент на том, что «ты мой малыш, я твоя мама».4.
Значимость, Примерно после 3х лет ребенку становится важным чувствовать свою значимость для своего взрослого, чувствовать, что им дорожат. От детей в этом возрасте часто можно услышать: Мама, посмотри как я умею. Ребенку в этом возрасте важно видеть, что ему рады. Показывайте его ценность: «Я так рада, что ты мой ребенок!», «Так здорово, что ты у нас родился», «Мы так рады, что у нас родился именно ты».5.
Любовь Возраст 4-5 лет — это возраст, когда ребенок начинает по настоящему любить своих взрослых. На этой стадии принятие важно как никогда. Ребенку важно чувствовать, что его любят не за что-то, а просто потому что он есть. Любовь очень глубокое и уязвимое чувство.
- Не все дети и не со всеми взрослыми дорастают до этой стадии привязанности.
- При этом дети привязанные на уровне любви спокойней отпускают своих взрослых.
- На этой стадии уже нет такой сильной необходимости в физическом присутствии, так как ощущение безопасности, дает само чувство любви, которое греет даже в разлуке.6.
Познание На этом уровне ребенок доверяет вам свои тайны. И здесь важно сделать так, чтоб ребенок не боялся нести вам свои секреты, даже если он сделал что-то неправильно. Если ребенок где-то ошибся, а потом признался в этом, то стоит просто обсудить с ним эту ситуацию, озвучить ему перед каким выбором он стал, его чувства, обсудить возможные решения.
Когда дети доверяют свои секреты, тем самым они лучше понимают сами себя, что в свою очередь ведет к развитию цельной личности. Часто взрослые торопят своих маленьких детей преждевременно приучая к самостоятельности. Однако самостоятельность нельзя научить, она должна прийти изнутри. Точно также как мы не можем ускорить физический рост детей, мы не можем ускорить их психическое созревание.
И также как и с ростом, наша задача — это создать условия для созревания. Таким условием и является надежная привязанность. Читать подробнее: Как развивается привязанность ребенка к родителямhttps://mel.fm/blog/kseniya-vasilyeva/89176-kak-razvivayetsya-privyazannost-rebenka-k-roditelyam
Как младенец проявляет любовь к маме?
Ребята и зверята — Этологи (ученые, изучающие инстинкты) утверждают, что у различных животных развиваются именно те модели поведения, которые помогают им выжить в суровом мире. Детеныши рождаются на свет с запрограммированными формами поведения. Одна из них – держаться поближе к родителям, в этом случае малыши в большей степени защищены от опасностей.
Австралийский зоолог Конрад Лоренц заметил, что маленькие гусята начинают следовать за своей матерью почти сразу же после появления на свет. Эта связь помогает взрослым птицам защищать и обучать свое потомство. Доктор Лоренц также обнаружил, что лишенные матери дикие гусята, о которых в течение первых 24 часов из жизни заботился он сам, начинали следовать за ним, а не за другой гусыней.
Подчас эта трогательная привязанность причиняла ученому определенные неудобства: гусята предпочитали даже спать в его комнате, вместо того, чтобы расположиться на берегу реки, как это делали их сородичи. А вот другой любопытный пример. Американский психолог Гарри Харлоу проводил эксперименты с детенышами обезьян.
Первоначальной его целью было выяснить, каким образом происходит у обезьян процесс научения. Для чистоты эксперимента он удалил из клетки обезьяну-маму и сам начал заботиться о маленьких обезьянках. К своему удивлению, Харлоу обнаружил, что разлука с матерью отразилась на маленьких обезьянках самым негативным образом.
Одни из них умерли. Другие были напуганы, раздражены и отказывались есть или играть. Стало ясно, что обезьянкам для хорошего самочувствия и успешного развития требуется нечто большее, чем регулярное кормление. Харлоу стал экспериментировать с «суррогатными матерями» – различными проволочными конструкциями.
- Одна «мама» снабжалась бутылочкой с пищей, а вторая – нет, у третьей было «лицо», четвертая была покрыта «шерстью», а пятая – лишь оголенной проволокой.
- Результаты оказались весьма впечатляющими.
- Обезьянки больше всего были привязаны к тем «мамам», к которым было приятно прижаться, т.е.
- К тем, что были покрыты теплой мягкой ворсистой тканью.
Наличие бутылочки с молоком не играло роли в развитии привязанности у детенышей. Они подходили к «холодной» металлической «маме», чтобы поесть, но никогда не прижимались к ней, не обнимали ее, не выражали других признаков «любви». А что же человеческие детеныши? Когда из блокадного Ленинграда чудом удавалось вывезти маленьких детей, в тылу им пытались создать самые лучшие условия, насколько, конечно, это было возможно для лихого военного времени.
У них был кров, питание, относительно спокойная жизнь, и все-таки по непонятным причинам множество малышей умирало. Разлука с матерью оказалась для них непереносимой. Оказывается, даже у самых маленьких есть способы выразить свою любовь и привязанность. Это, как говорят психологи, сигнализирующее поведение – плач, улыбка, голосовые сигналы, взгляды.
Когда малыш чуть подрастет, он начнет, как хвостик, ползать и ходить за мамой, обнимать ее руками, карабкаться на нее, т.е. стремиться к физическому контакту. Согласитесь, что трудно проникнуться эмоциональной близостью к младенцу, который все время уворачивается от ваших объятий.https://medportal.ru/enc/parentschildren/novorojdennye/2
Как ребенок понимает что я его мама?
Узнают ли новорожденные свою мать при рождении? — Короткий ответ: да. «Исследования показали, когда матери прижимают новорожденных к коже, происходят значительные изменения в жизненно важных показателях малыша — их частота дыхания и частота сердечных сокращений замедляются, они становятся спокойными», — говорит Мэдден.
Другими словами, ребенок сразу понимает, что мать держит его на руках. Младенцы действительно могут слышать голос своей матери, находясь в утробе матери, «Есть доказательства того, что младенцы начинают узнавать голос своей матери уже в третьем триместре беременности, — говорит доктор Ребекка Даймонд, сертифицированный педиатр и доцент кафедры педиатрии Колумбийского университета.
Сразу после рождения младенцы, узнают голос своей матери и предпочитают ее голос другим. Они также отдают предпочтение звукам, произносимым на языке, на котором говорила их мать во время беременности. Это еще раз показывает, насколько мамина речь повлияла на развитие их мозга ». https://www.parents.ru/article/kak-novorozhdennyi-uznaet-chto-vy-ego-mama
Когда ребенок начинает плакать без мамы?
Ребёнок плачет, когда уходит мама: что такое сепарационная тревога и как с ней справиться Для матерей впервые оставить ребенка с няней или родственниками — не меньший стресс, чем для самого младенца. Как долго он будет плакать? А если не сможет успокоиться? И вдруг они без меня не справятся? Такое состояние называется сепарационной тревогой.
- Детский психолог рассказала нам, как научиться правильно прощаться — чтобы и мама была спокойна, и у ребенка не возникло проблем с привязанностью.
- Люди всех возрастов сталкиваются с тревогой при расставании, прощании, переездах, окончании определенных этапов жизни.
- Это и есть сепарационная тревога.
- Взрослые умеют справляться с любым расставанием, если они выработали соответствующий навык в детстве.
Дети с тревогой во время расставаний эмоционально справляться не умеют. Когда они предчувствуют, что мама вот-вот уйдет, — начинают капризничать и плакать. Наиболее ярко это состояние проявляется у детей в возрасте примерно от полутора и до трех лет. Либо это случается, когда ребенок начинает спать отдельно: по ночам он довольно долго может прибегать в родительскую спальню, чтобы быть рядом с папой и мамой.https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/2305948-ne-ostayetsya-ni-s-kem-krome-mamy-kak-i-v-kakom-vozraste-uchit-rebenka-proshchatsya
Когда ребенок становится ласковым?
Первая так называемая «социальная улыбка» (то есть такая улыбка, которая направлена на общение) у ребенка появляется к 1-1,5 месяцам жизни. К возрасту 4-6 недель малыш улыбкой откликается на ласковые интонации голоса матери, на приближение ее лица.https://www.unicef.org/kazakhstan/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%BE%D1%82-0-%D0%B4%D0%BE-6-%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86%D0%B5%D0%B2
Почему ребенок начинает капризничать при маме?
ПОЧЕМУ ДЕТИ С МАМОЙ ИСТЕРЯТ И КАПРИЗНИЧАЮТ, А С ПАПОЙ НЕТ? Итак, давайте будем разбираться с детскими истериками подробнее. Во-первых, мамы находятся с ребенком практически круглосуточно, а значит всегда «в его зоне доверия». Именно в семьях, где дети доверяют маме, любят ее и к ней привыкли, возникает плохое поведение именно с ней. Дети так выражают свое доверие, мама для них в зоне безопасности, а значит можно капризничать, шалить и хулиганить. По дороге домой из сада Представьте, ребенок весь день был в обществе чужих людей, соблюдал все правила поведения, держал себя в рамках и просто не имел права расслабиться. А сейчас он с мамой. Разумеется, он дает волю чувствам и таким образом скидывает свое напряжение.
С одной стороны — доверие к маме, и это просто здорово, но с другой — это мамин ресурс! Что ВЫ чувствуете, когда ребенок устраивает «концерт»? Гнев, раздражение, бессилие, усталостьа что с этим делать просто не понятно. И во-вторых, ребенок очень чувствует ваше эмоциональное состояние. Он как индикатор или лакмусовая бумажка.
Папы не эмоционируют! В-третьих, это установление своих границ. Ребенок 2,5-4 лет постоянно их расширяет. А с мамой это сделать проще, мама сдается «без боя» и быстрее, чем папа. И мама, она ведь просто «любимая мамочка» и всегда примет и назовет «любименьким зайчиком» даже когда приходят «капризики».https://vk.com/@yasam45-pochemu-deti-s-mamoi-isteryat-i-kapriznichaut-a-s-papoi-net
В каком возрасте дети начинают все понимать?
В 12 — 18 месяцев Ребенок начинает понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, разные по форме, размеру и цвету, но имеющие одинаковое назначение.https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kogda_rebenok_nachinaet_ponimat_rech
Как ведут себя Недолюбленные дети?
Недолюбленные дети: признаки, последствия, помощь
Теги: Рекомендации специалистов семейное воспитание забота отношения в семье ответственность общение принятие
Не секрет, что многие родители не успевают общаться с детьми, занимаясь карьерой или много работая, чтобы обеспечить отпрысков всем необходимым. Есть те, которые часто обижают детей. Некоторые родители занимаются личной жизнью, отодвигая детей на второй план, и они не чувствуют эмоциональной близости с родителями.
- Кроме того, в силу ряда обстоятельств у ребенка просто может не быть настоящих родителей, а приемные мама и папа (опекуны) часто окружают заботой, но не дают эмоциональной близости.
- Так или иначе, но вокруг нас много недолюбленных детей.
- Они часто хорошо «упакованы», накормлены-напоены, одеты-обуты.
- Кажется, что у этих детей есть все для счастливой жизни, но они чувствуют себя одинокими.
Причины недолюбленности Потребность в любви заложена природой, но, к сожалению, не всегда удовлетворена:
родители не умеют правильно проявлять свою любовь, задаривая детей дорогими подарками и лишая их при этом постоянного общения; мама и папа зацикливаются на успехах ребенка и оставляют без внимания его личные потребности и желания; молодые родители не готовы к воспитанию детей, они не ощущают связь с ним, воспринимают его как обузу, выполняют родительские обязанности как повинность; делают из старшего ребенка няньку для младших или прислугу по дому, отметая саму возможность отношения к нему как к самостоятельной личности; принципиально считают, что детей нельзя баловать, а нужно держать в строгости; просто не любят своего ребенка, так как он был незапланированным, «испортил» карьеру, «мешает» жить полноценной жизнью, похож на «непутевого» отца, недостаточно умен или красив.
Детям необходима забота. Но еще нужно, чтобы взрослые обнимали их, целовали, говорили о любви, интересовались делами и переживаниями, делились секретами, играли и гуляли, читали книги. И делали бы это искренне, по-настоящему. Ребенок чувствует, когда его не любят. Никакие гаджеты и игрушки не заменят детям любви родителей. Читайте также Признаки и последствия недолюбленности Все дети разные. Кто-то никак не проявляет потребность во внимании, уходя в себя и делаясь незаметным и застенчивым, а кто-то постоянно пытается обратить на себя внимание плохим поведением и капризами. Недостаток любви и внимания приводит к весьма противоречивым эмоциональным состояниям:
завышенная самооценка, высокомерие, самомнение; эгоцентризм; заниженная самооценка, застенчивость, неуверенность в себе; постоянное самобичевание, непринятие себя; аутистические черты; склонность к депрессии; неспособность справиться с трудностями; агрессивность и жестокость; симптоматическое поведение: болезненное состояние, желание жалости; склонность к суицидальным мыслям и поступкам.
У недолюбленных детей часто наблюдается слабая мотивация к любой деятельности, трудности в общении со сверстниками. Ребенок чувствует себя ненужным, ему кажется, что все вокруг относятся к нему враждебно. Он настроен на защиту. Из недолюбленных детей вырастают такие же взрослые:
замкнутые и нелюдимые; неуверенные в себе и пассивные; высокомерные и наглые; жестокие и агрессивные.
Недолюбленные в детстве взрослые не способны создать счастливую семью, так как не умеют любить и доверять. Они попадают в неприятные ситуации, неправильно оценивая свои возможности и постоянно ожидая подвоха от окружающих. Как правило, эти люди очень одиноки и несчастны, даже если им удается создать семью.
- Как помочь недолюбленному ребенку Благополучному ребенку не нужно привлекать к себе внимание или доказывать что-то окружающим.
- Он и так все о себе знает: его любят таким, какой он есть.
- А значит, его жизнь занята важными делами: учеба, творчество, спорт, увлечения.
- Он доверяет своим родителям и другим людям.
Плохое или неестественное поведение детей – это признак психологического дискомфорта. Гиперактивность, демонстративность, агрессивность, замкнутость, негативизм, строптивость – это все признаки недостатка любви. А значит, нужно задуматься над своим отношением к ребенку.
Шаг 1. Оцените, как вы проявляете любовь. Сделать это необходимо ради будущего своего ребенка. Шаг 2. Расставьте приоритеты. Дети растут быстро, а дела есть и будут всегда. Важно сейчас проводить время со своими детьми, а не откладывайте его на потом. Шаг 3. Проявляйте свою любовь. Помните о телесных контактах: целуйте и обнимайте своих детей, грейте ладошки, держите за руки.
Говорите, что они самые умные, самые красивые, самые лучшие. Гордитесь их успехами. Внутри каждого взрослого сидит ребенок. Это он плачет, пасует перед трудностями, боится других людей. Из-за нерешенных детских проблем страдает взрослая жизнь. Подумайте над этим и прямо сейчас скажите своим детям, что любите их. У ребёнка снизилась успеваемость, а любимые занятия больше не вызывают интерес? Не торопитесь обвинять его в лени. Возможно, ваш школьник просто переутомился. Разобраться, усталость ли это, поможет наш тест, ориентированный на средний школьный возраст. Пройти тестhttps://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/nedolyublennye-deti-priznaki-posledstviya-pomoshch
Когда у ребенка появляется привязанность к маме форум?
О привязанности. Связь мамы и малыша до года Ирина, а расскажите, пожалуйста, про связь ребёнка и мамы в возрасте до года, с точки зрения психологии. Как влияет на ребёнка (7 мес.) выход мамы на работу? Что делать с привязанностью малыша к маминой груди, если он привык успокаиваться только у мамы на руках, посасывая молочко, и, вдруг, его оставляют на весь день с няней и заставляют кушать из бутылочки? Спасибо. Если коротко отвечать на вопрос, то: связь мамы и ребенка до года – колоссальная, всеобъемлющая. Детеныш человека появляется на свет крохотным, беспомощным и беззащитным. Ему нужен рядом кто-то чуткий и надежный, кто будет удовлетворять его потребности – в еде, сне, комфорте, безопасности, успокоении, эмоциональном общении, любви.
Без любящего взрослого младенчику просто не выжить. И тут в дело вступают инстинкты.Сразу после рождения, когда малыша кладут маме на живот, происходит установление первого зрительного и телесного контакта – запечатление (импринтинг): мама запоминает своего ребенка, а ребенок – свою маму. Это послеродовое объятие в каком-то смысле – судьбоносный жизненный эпизод.
В первые часы и дни после родов через ношение на руках, баюканье, кормления грудью запускается инстинктивная «программа привязанности». Для малыша привязанность мамы означает, что он будет вовремя накормлен, ухожен, защищен и получит все, в чем будет нуждаться.
Поэтому: главное, что нужно маленькому человеку – это присутствие, тепло и ВКЛЮЧЕННОСТЬ любящего взрослого, который откликается на его потребности и удовлетворяет их, Если на свой зов ребенок всегда получает отклик, если с ним играют, общаются, его ласкают, всячески показывая свою любовь, если его жизнь стабильна, упорядочена и свободна от страха, если рядом с ним внимательный, понятный, ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ взрослый, ребенок проникается к нему доверием и приобретает самое первое, самое важное ощущение, которое становится затем основой его дальнейшего развития.
Американский психолог Э.Эриксон назвал его чувством базового доверия к миру, Базовое доверие — это интуитивная уверенность в том, что жить – хорошо (а если вдруг станет плохо, тебе помогут, тебя не бросят), что от внешнего мира не надо защищаться, что ему можно доверять. Первые годы жизни – это еще и время, когда формируется такой важный внутренний конструкт, как привязанность, Изначально она складывается в наших отношениях с мамой (или фигурой, ее заменяющей). И – самое интересное – мы потом переносим эту сложившуюся модель на отношения с другими людьми.Т.е.
Чему научились в детстве, в отношениях с мамой, с тем и живем, то и воссоздаем – с партнерами, друзьями, детьми. Изучению привязанности были посвящены работы английского психолога и педиатра Дж. Боулби (сер. XX в.). В своих исследованиях он показал, что для психического здоровья ребенка необходимо установление теплых, доверительных, приносящих радость взаимоотношений с матерью.
Теоретические положения Боулби были подтверждены экспериментами его ученицы М. Эйнсворт (в частности, она установила, что взаимоотношения мамы и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу года и в последующем ).
Стадии формирования привязанности 0-6 мес. У малыша формируется представление о главном объекте привязанности в его жизни. Как правило, этот человек – мама, которая опекает и заботится. На этом этапе очень важно, чтобы «объект» был ПОСТОЯННЫМ, ОТЗЫВЧИВЫМ, предсказуемым и не выпадал из поля зрения больше, чем на 3 часа.
У младенчика есть потребность в восприятии материнских стимулов. И если они вдруг надолго исчезают, ребенок начинает нервничать и беспокоиться. На этом этапе может формироваться как «монопривязанность» (к одному человеку), так и «множественная привязанность» (к нескольким людям).
- Если в жизни малыша есть 3-4 человека, которые разделяют заботу о нем, то это очень хорошо.
- Но среди них должна быть четкая иерархия: вот главный объект привязанности (мама), вот остальные по списку (папа, бабушка, тетя и пр.).
- Ритм появления этих «остальных» тоже, в идеале, должен быть упорядоченным и регулярным: например, папа каждый вечер купает, бабушка приходит пару раз в неделю и отпускает маму по делам.6-12 мес.
У малыша появляется уже собственное «поведение привязанности» (например, он льнет к маме, видя незнакомых людей). Если в первом полугодии все развивалось хорошо, то теперь уже ребенок способен принять нового человека (няню). Вовлекать нового человека в процесс ухода за малышом надо очень постепенно (2-3 недели): сначала няня просто присутствует, наблюдает, ребенок к ней привыкает, потом постепенно она включается в процесс ухода.
Когда настает момент маме уйти, мама уходит (даже несмотря на протесты). И возвращается – обязательно! – со счастливым (а не встревоженным) лицом и в полной уверенности, что в ее отсутствие ребенку было хорошо. Считается, что в период 6-9 мес. мамино отсутствие может удлиниться до 6 часов каждый день или до 12 часов 1-3 раза в неделю.
А после 9 мес. мама (если очень нужно) может выйти на работу. Грудные кормления при желании в этом случае сохраняются по утрам, вечерам, ночью, в выходные, а днем мама может сцеживать молоко на работе – в переговорной комнате, комнате отдыха, любом другом укромном местечке.
Если такой возможности нет, и ребенок переводится на искусственное (или смешанное) вскармливание, делать это нужно опять же очень мягко и постепенно. Телесную, эмоциональную близость и ощущение безопасности, которые дают ребенку кормления, важно обеспечить другими средствами – объятиями, поцелуями, поглаживаниями, совместными играми, пением, спокойной, душевной обстановкой в семье.
Это сделает процесс отлучения наименее травматичным и послужит для ребенка своеобразным опытом: да, в жизни случаются потери, но меня не бросят, меня поддержат, мне есть на кого опереться. И ни в коем случае нельзя допустить, чтобы вас поглотило чувство вины («Я плохая мать, раз не кормлю своего ребенка грудью и вышла на работу»), так как в этом случае огромная часть внутренней энергии будет тратиться не на малыша, а на самобичевание и переживания.
Да, так сложились обстоятельства, но ничто не может помешать вам дарить своему сокровищу любовь, тепло и ласку. Помните: мама не обязана любой ценой, забывая себя, везде и всегда быть вместе с собственным ребенком. Но она обязана сделать так, чтобы жизнь ее малыша оставалась упорядоченной, стабильной, а рядом с ним был теплый, надежный, «принимающий» человек, на которого во всем можно положиться.12-20 мес.
Это сложный период. У ребенка уже есть память, а значит возникают и подозрения – а вдруг мама сейчас уйдет и не вернется? Огромную роль на этом этапе продолжают играть повторяющиеся изо дня в день ритуалы: например, мама уходит, а малыш с няней провожают ее до лифта и машут ручкой.20-30 мес.
Это фаза стабилизации привязанности. Период подтверждения сложившейся картины мира. В идеале, надолго разлучаться с ребенком нельзя. Нетравматично малыш переживает разлуку с мамой не более суток.2 дня – это уже напряженная ситуация.3 недели – критический период. Через 3 недели ребенок либо сформирует новую привязанность, либо (если не найдет новый объект) разрушится.
В следующих постах: — что происходит с ребенком, когда мама вдруг исчезает из его жизни на несколько дней; — типы привязанности;- как мы строим отношения с другими людьми на основе сформированной модели привязанности. Ирина Чеснова, семейный психологhttps://chesnova.livejournal.com/100200.html
Как дети до года проявляют любовь?
2–3 года — Ребенок учится понимать свои чувства, проявлять любовь. В этом возрасте уже может делиться едой, игрушкой с теми, кто ему нравится, говорить слова любви. Ребенок готов сам подойти и обнять, если у него появляется такое желание. В этом возрасте обычно дети идут в сад и учатся взаимодействовать с другими детьми.https://promum.com.ua/otnosheniya/kak-proyavlyayut-lyubov-deti-v-raznom-vozraste
Почему нельзя целовать грудных детей?
Почему опасно целовать младенцев: отвечают врачи Эксперты объясняют, какие заболевания родители могут передать своему ребенку через поцелуй. Когда родственники впервые видят новорожденного, они не в силах отказать себе в удовольствии расцеловать его. И вот уже бабушки, дедушки, тети и дяди друг за другом берут малыша на руки, прижимаются к нему лицом и от всей души целуют его. Но такие проявления любви и нежности могут быть опасны для здоровья младенца. Через поцелуи ребенок может заразиться заболеваниями, которые передаются контактно-бытовым путем. В первую очередь это вирус герпеса, а также большинство респираторных и кишечных инфекций (сальмонелла, кишечная палочка, дизентерия). Поэтому врачи-инфекционисты не рекомендуют целовать малыша в лицо и губы, так как именно эти части тела особенно восприимчивы для инфекций.
Конечно, это не должно останавливать маму в выражении нежности и любви. Только по возможности избегайте зоны лица и губ. Отдельную опасность для малыша представляет вирус герпеса. Не существует однозначного ответа на вопрос, излечим ли он. Герпес относится к медленным вирусам, которые находятся в организме в течение всей жизни.
Большую часть времени герпес пребывает в дремлющем состоянии, никак себя не проявляя. Но периодически переходит в активное состояние и вызывает клинические симптомы. У этого вируса обширное семейство, но даже вирус простого герпеса опасен для ребенка, вплоть до летальных случаев. Алексей Владимирович Кошелев, врач-отоларинголог высшей квалификационной категории Давайте прежде всего отталкиваться от того, что нужно малышу, ведь пока он маленький, он совершенно беззащитное существо, нуждающееся в любви, поддержке и внимании. Ему первым делом необходимы родители. Самое желанное для него – это когда мама рядом, слышать звук ее голоса, чувствовать ее прикосновение, ощущать ее запах.
Кстати, самым приятным ароматом для вашего ребенка является отнюдь не «Кристиан Диор», не запах грудного молока, а именно запах мамы, окружающей его любовью и заботой. А что есть проявление любви, как не поцелуй? Нужно ли целовать малыша? Не только можно и нужно, а просто необходимо! Ребенок и его мама – это единое целое.
Малыш во время рождения, проходя через родовые пути мамы, получает всю ее микрофлору, эта флора находится не только на нем, но и заселяет его пищеварительный тракт, а также является первым стимулом для становления и развития иммунной системы малыша. Поэтому маме можно ВСЕ! ВСЕГДА И ВЕЗДЕ.
Теперь о том, кому не стоит подходить к малышу, а тем более целовать его. Это прежде всего люди с острыми и хроническими заболеваниями, носители различных инфекций и особенно тяжелобольные и ослабленные люди. Ведь заболевания, будь то острые или хронические, вызываются микроорганизмами, живущими вокруг нас.
А это прежде всего бактерии, вирусы и грибы. Любые из этих патогенных микроорганизмов могут вступить в борьбу с еще не окрепшей иммунной системой малыша и вызвать неприятные последствия. Из вредных и опасных микробов можно выделить стафилококковую и стрептококковую инфекцию, вирусы гриппа и кори, герпес-вирусы.https://letidor.ru/zdorove/pochemu-opasno-celovat-mladencev-otvechayut-vrachi.htm
Можно ли кричать на маленького ребенка?
71426 7 минут Опубликовано: 16 марта 2021 Все родители согласятся, что кричать на ребенка нельзя, но бывают случаи, когда сложно сдержать эмоции. Тем не менее, родителям следует запастись терпением и научиться брать себя в руки в момент, когда ребенок не слушается. Ваш крик не принесет ему пользы, только вызовет негативную реакцию и последствия.
- Поэтому лучше сделайте глубокий вдох — выдох, вспомните, что испытает ребенок, если вы на него накричите, а затем объясните ему спокойным тоном, почему так делать нельзя.
- В нашей статье мы расскажем о вреде крика для психики ребенка.
- А кандидат педагогических наук, учитель – логопед высшей категории Ольга Николаевна Грачева даст несколько важных советов, как найти подход к ребенку.
Как ребенок реагирует на крик? Последствия крика родителей очень опасны для детей: Крик родителей заставляет ребенка уйти в себя, закрыться, стать глухим к любому обращению взрослых. Крик мамы или папы только усиливает гнев и раздражительность ребенка.
- И он, и родители начинают злиться, в итоге всем сложно остановиться.
- А результатом может стать сломленная психика ребенка, неуравновешенность, и в дальнейшем ему будет очень сложно находить общий язык со взрослыми.
- Крик может настолько испугать ребенка, что он начнет заикаться.
- Повышение голоса действует на ребенка иначе, чем на взрослого.
Крики родителей, вызывающий у ребенка чувство страха, заставляет его прятать проявление эмоций. В результате чего во взрослой жизни это может спровоцировать резкую агрессию и неоправданную жестокость. Если родители будут кричать на ребенка, то он перестанет им доверять, особенно это страшно в подростковом возрасте.
Криком ребенок будет выброшен из семьи, его поведение станет девиантным. Он начнет искать выход из проблем на «улице», его будут подстерегать опасности – алкоголь, наркомания, дурные компании. У ребенка будет сломлена воля, он уже не сможет противостоять агрессии внешнего мира. Психологи в таком случае констатируют, что эмоционально-волевое состояние ребенка неадекватно.
Это очень серьезное психическое отклонение. Родителям нельзя кричать на детей и в их присутствии, поскольку они впитывают их манеру поведения. Ребенок, когда вырастет, будет также вести себя с родителями и другими людьми. Физиологическая реакция организма на крик Во время крика вы и ребенок сердитесь, у вас повышается уровень гемоглобина и адреналина. Затем вы вместе испытываете расстройство и усталость. В этом момент у вас резко понижается гемоглобин и адреналин, желудок вырабатывает разъедающий сок, происходит спазм капилляров, нарушаются обменные процессы.
- Фактически, вас избили, поскольку в кровь поступили точно такие же вещества, как при избиении.
- Как правильно родителям общаться с ребенком? «Крик родителей на детей, конечно, недопустим, — рассказывает кандидат педагогических наук Ольга Николаевна Грачева.
- Крик – это состояние отчаяния, безысходности, скорее это мольба о помощи.
В праве ли мы направлять ее в адрес ребенка? Мы должны сами справляться с ситуацией, а не ребенок. Ребенка не нужно воспитывать. Ему будет достаточно, если взрослый будет делиться с ним опытом своего сердца, если мы говорим о человеке в возрасте. Или передавать ему свои положительные эмоции, заряжать позитивом, если мы говорим о человеке активного возраста.
Психологи и педагоги не призывают принуждать ребенка к чему-то, они призывают родителей проживать интересные часы жизни вместе с детьми, забывая о своем возрасте, общаясь и выстраивая отношения в совместной деятельности и общении. Тогда взаимопонимание будет найдено. У родителей и детей должны с детства складываться доверительные отношения, чтобы ребенок не боялся поделиться с ними любой своей проблемой.
Часто дети этого не делают, поскольку боятся, что родители их не поймут и будут ругать. С детьми надо разговаривать простым, понятным языком, без иронии и подтекста. Если вы не можете справиться с ситуацией, то лучше обратиться к специалистам. Иногда несколько занятий с невропатологом, логопедом, дефектологом, психологом помогут решить проблему, или хотя бы изменить ваше отношение к ней». Роль спорта в становлении характера ребенка Занятия спортом очень хорошо влияют на становление характера ребенка. Спорт с самого детства формирует положительный настрой, интерес и мотивацию, воспитывает волю и целеустремленность. Моторика – это базовый компонент, на котором строится личность, ее умственное, психологическое, эмоциональное развитие.
Занятость ребенка в спортивной секции часто помогает родителям избежать серьезных конфликтов с детьми, особенно по мере их взросления. Это связано с тем, что спорт формирует у детей правильные убеждения и ценности, помогает сгладить кризисы возраста, направляет по верному пути развития и не позволяет поддаваться негативному влиянию окружающей среды.
Ответственность за благополучное психологическое развитие детей берет на себя тренер, который должен выбирать правильный педагогический подход. К сожалению, в профессиональном спорте дети нередко сталкиваются с тем, что тренер на них кричит. Безусловно, такой подход не улучшает результаты спортсменов, наоборот, травмирует их психику, пугает и отбивает любовь к спорту.
- Ребенок становится нервозным, неуверенным в себе, боится допустить ошибку.
- Это состояние, наоборот, приводит к нервным срывам и поражениям.
- Кроме того, испытав в детстве такие методы воспитания на себе, во взрослом состоянии человек невольно будет также общаться с другими людьми и, даже, с детьми.
- Но спорт, в первую очередь, должен приносить детям радость и удовольствие от занятий, позитивно влиять на становление личности.
Именно такой метод преподавания используют тренеры Европейского Гимнастического Центра, Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие, Все статьиhttps://www.europegym.ru/articles/30.html
В каком возрасте дети начинают все понимать?
В 12 — 18 месяцев Ребенок начинает понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, разные по форме, размеру и цвету, но имеющие одинаковое назначение.https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kogda_rebenok_nachinaet_ponimat_rech
Когда ребенок понимает маму и папу?
Когда малыш начинает слышать в утробе маму? — Вы ещё не знакомы с вашим малышом и только представляете себе, каким он будет, когда родится. Ребенок же начинает знакомиться с вами по голосу ещё во время беременности. Примерно на 12-16-й неделе малыш начинает различать звуки, а на 24-й может реагировать на голоса мамы и папы.
- Конечно же, первая, кого он малыш, — это мама.
- Пока слуховые каналы ребёнка не сформированы, он чувствует вибрацию вашего голоса, проходящую через ваше тело, а также ваше дыхание и сердцебиение.
- В последнем триместре он уже извлекает из голосов и звуков какую-то информацию, демонстрируя различные реакции.
Что именно слышит малыш и как часто нужно разговаривать с ним — читайте далее.https://www.nutriclub.ru/pregnancy/babys-development/when-baby-starts-hearing.html
Когда у ребенка появляется привязанность к маме форум?
О привязанности. Связь мамы и малыша до года Ирина, а расскажите, пожалуйста, про связь ребёнка и мамы в возрасте до года, с точки зрения психологии. Как влияет на ребёнка (7 мес.) выход мамы на работу? Что делать с привязанностью малыша к маминой груди, если он привык успокаиваться только у мамы на руках, посасывая молочко, и, вдруг, его оставляют на весь день с няней и заставляют кушать из бутылочки? Спасибо. Если коротко отвечать на вопрос, то: связь мамы и ребенка до года – колоссальная, всеобъемлющая. Детеныш человека появляется на свет крохотным, беспомощным и беззащитным. Ему нужен рядом кто-то чуткий и надежный, кто будет удовлетворять его потребности – в еде, сне, комфорте, безопасности, успокоении, эмоциональном общении, любви.
- Без любящего взрослого младенчику просто не выжить.
- И тут в дело вступают инстинкты.Сразу после рождения, когда малыша кладут маме на живот, происходит установление первого зрительного и телесного контакта – запечатление (импринтинг): мама запоминает своего ребенка, а ребенок – свою маму.
- Это послеродовое объятие в каком-то смысле – судьбоносный жизненный эпизод.
В первые часы и дни после родов через ношение на руках, баюканье, кормления грудью запускается инстинктивная «программа привязанности». Для малыша привязанность мамы означает, что он будет вовремя накормлен, ухожен, защищен и получит все, в чем будет нуждаться.
- Поэтому: главное, что нужно маленькому человеку – это присутствие, тепло и ВКЛЮЧЕННОСТЬ любящего взрослого, который откликается на его потребности и удовлетворяет их,
- Если на свой зов ребенок всегда получает отклик, если с ним играют, общаются, его ласкают, всячески показывая свою любовь, если его жизнь стабильна, упорядочена и свободна от страха, если рядом с ним внимательный, понятный, ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ взрослый, ребенок проникается к нему доверием и приобретает самое первое, самое важное ощущение, которое становится затем основой его дальнейшего развития.
Американский психолог Э.Эриксон назвал его чувством базового доверия к миру, Базовое доверие — это интуитивная уверенность в том, что жить – хорошо (а если вдруг станет плохо, тебе помогут, тебя не бросят), что от внешнего мира не надо защищаться, что ему можно доверять. Первые годы жизни – это еще и время, когда формируется такой важный внутренний конструкт, как привязанность, Изначально она складывается в наших отношениях с мамой (или фигурой, ее заменяющей). И – самое интересное – мы потом переносим эту сложившуюся модель на отношения с другими людьми.Т.е.
чему научились в детстве, в отношениях с мамой, с тем и живем, то и воссоздаем – с партнерами, друзьями, детьми. Изучению привязанности были посвящены работы английского психолога и педиатра Дж. Боулби (сер. XX в.). В своих исследованиях он показал, что для психического здоровья ребенка необходимо установление теплых, доверительных, приносящих радость взаимоотношений с матерью.
Теоретические положения Боулби были подтверждены экспериментами его ученицы М. Эйнсворт (в частности, она установила, что взаимоотношения мамы и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу года и в последующем ).
- Стадии формирования привязанности 0-6 мес.
- У малыша формируется представление о главном объекте привязанности в его жизни.
- Как правило, этот человек – мама, которая опекает и заботится.
- На этом этапе очень важно, чтобы «объект» был ПОСТОЯННЫМ, ОТЗЫВЧИВЫМ, предсказуемым и не выпадал из поля зрения больше, чем на 3 часа.
У младенчика есть потребность в восприятии материнских стимулов. И если они вдруг надолго исчезают, ребенок начинает нервничать и беспокоиться. На этом этапе может формироваться как «монопривязанность» (к одному человеку), так и «множественная привязанность» (к нескольким людям).
- Если в жизни малыша есть 3-4 человека, которые разделяют заботу о нем, то это очень хорошо.
- Но среди них должна быть четкая иерархия: вот главный объект привязанности (мама), вот остальные по списку (папа, бабушка, тетя и пр.).
- Ритм появления этих «остальных» тоже, в идеале, должен быть упорядоченным и регулярным: например, папа каждый вечер купает, бабушка приходит пару раз в неделю и отпускает маму по делам.6-12 мес.
У малыша появляется уже собственное «поведение привязанности» (например, он льнет к маме, видя незнакомых людей). Если в первом полугодии все развивалось хорошо, то теперь уже ребенок способен принять нового человека (няню). Вовлекать нового человека в процесс ухода за малышом надо очень постепенно (2-3 недели): сначала няня просто присутствует, наблюдает, ребенок к ней привыкает, потом постепенно она включается в процесс ухода.
Когда настает момент маме уйти, мама уходит (даже несмотря на протесты). И возвращается – обязательно! – со счастливым (а не встревоженным) лицом и в полной уверенности, что в ее отсутствие ребенку было хорошо. Считается, что в период 6-9 мес. мамино отсутствие может удлиниться до 6 часов каждый день или до 12 часов 1-3 раза в неделю.
А после 9 мес. мама (если очень нужно) может выйти на работу. Грудные кормления при желании в этом случае сохраняются по утрам, вечерам, ночью, в выходные, а днем мама может сцеживать молоко на работе – в переговорной комнате, комнате отдыха, любом другом укромном местечке.
- Если такой возможности нет, и ребенок переводится на искусственное (или смешанное) вскармливание, делать это нужно опять же очень мягко и постепенно.
- Телесную, эмоциональную близость и ощущение безопасности, которые дают ребенку кормления, важно обеспечить другими средствами – объятиями, поцелуями, поглаживаниями, совместными играми, пением, спокойной, душевной обстановкой в семье.
Это сделает процесс отлучения наименее травматичным и послужит для ребенка своеобразным опытом: да, в жизни случаются потери, но меня не бросят, меня поддержат, мне есть на кого опереться. И ни в коем случае нельзя допустить, чтобы вас поглотило чувство вины («Я плохая мать, раз не кормлю своего ребенка грудью и вышла на работу»), так как в этом случае огромная часть внутренней энергии будет тратиться не на малыша, а на самобичевание и переживания.
Да, так сложились обстоятельства, но ничто не может помешать вам дарить своему сокровищу любовь, тепло и ласку. Помните: мама не обязана любой ценой, забывая себя, везде и всегда быть вместе с собственным ребенком. Но она обязана сделать так, чтобы жизнь ее малыша оставалась упорядоченной, стабильной, а рядом с ним был теплый, надежный, «принимающий» человек, на которого во всем можно положиться.12-20 мес.
Это сложный период. У ребенка уже есть память, а значит возникают и подозрения – а вдруг мама сейчас уйдет и не вернется? Огромную роль на этом этапе продолжают играть повторяющиеся изо дня в день ритуалы: например, мама уходит, а малыш с няней провожают ее до лифта и машут ручкой.20-30 мес.
Это фаза стабилизации привязанности. Период подтверждения сложившейся картины мира. В идеале, надолго разлучаться с ребенком нельзя. Нетравматично малыш переживает разлуку с мамой не более суток.2 дня – это уже напряженная ситуация.3 недели – критический период. Через 3 недели ребенок либо сформирует новую привязанность, либо (если не найдет новый объект) разрушится.
В следующих постах: — что происходит с ребенком, когда мама вдруг исчезает из его жизни на несколько дней; — типы привязанности;- как мы строим отношения с другими людьми на основе сформированной модели привязанности. Ирина Чеснова, семейный психологhttps://chesnova.livejournal.com/100200.html
Когда ребенок начинает реагировать на свое имя?
На ваши вопросы отвечают эксперты Parents.ru.21 января 2022 В нашей рубрике « Задай вопрос эксперту » читательница Евгения спрашивает: «Нашей дочери сейчас почти 5 месяцев. Зову ее по имени, она поворачивает голову, смотрит на меня. А муж уверен, что дочь просто реагирует на мой голос, а не на свое имя. Скажите, кто прав? В каком возрасте ребенок начинает откликаться на свое имя?» клинический психолог, детский нейропсихолог, эксперт онлайн-института Smart — Каких-то определенных жестких норм здесь нет, но большинство современных детей обычно в возрасте около 4 месяцев уже узнают свое имя и начинают на него реагировать. В этот же период у детей все ярче проявляется так называемый комплекс оживления: в ответ на мамин голос они активно двигают руками и ногами, улыбаются, лепечут.
Ребенок уже способен произносить звуки, похожие на «п», «б», «м», а также гласные «о», «а». Если малыш еще не начал реагировать на свое имя в этом возрасте, не спешите паниковать. Приведенные сроки — это средние значения, и отклонения допустимы в довольно больших пределах. Можно подождать еще пару месяцев и посмотреть, не изменилась ли ситуация.
К тому же, развитие речевых способностей ребенка — это один из множества компонентов его развития. Нужно оценивать и другие параметры. Лучше всего для этого подойдут «дневники развития ребенка» : в Сети легко найти подобного рода таблицы, где отмечены сроки формирования большинства важнейших физиологических и психических систем малыша.
ребенок не захватывает и не держит предметы в руке; не переворачивается на живот со спины; лежа на животе, не приподнимается на руках. при подтягивании ребенка за руки, когда он лежит на спине, его голова отклоняется назад; малыш не опирается на пальцы ног при поддерживании в вертикальном положении; не реагирует на других людей, не проявляет эмоций: не улыбается, не сердится, не смеется, не удивляется. Не радуется, если с ним играют.
В этом случае говорить о каких-то диагнозах преждевременно, но начать выяснять причину задержек развития лучше с посещения детского невролога, Он проверит все основные рефлексы, оценит работу анализаторных систем и при необходимости направит к другому профильному специалисту.https://www.parents.ru/article/kogda-rebenok-nachinaet-otklikatsya-na-svoe-imya