Кризис 7 лет (по материалам Л.С. Выготского) (по материалам «Вопросы детской психологии» Л.С. Выготского) Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого. Кризис представляет цепь внутренних изменений ребёнка при относительно незначительных внешних изменениях.
- Кризис 7 лет может проходить в 6-6, 5-7-7,5 лет и зависит от индивидуального развития ребёнка.
- Сущностью всякого кризиса является перестройка внутреннего переживания, перестройка, которая коренится в изменении основного момента, определяющего отношение ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведением ребёнка.
То, что для ребёнка было существенно важным, направляющим, становится относительным и неважным на следующей ступени. Иное начинает интересовать ребёнка, иная деятельность возникает у него, и перестраивается сознание ребёнка, если сознание понимать как отношение ребёнка к среде.
- Внутреннее развитие совершается всегда так, что мы имеем здесь единство личностных и средовых моментов, т.е.
- Всякий новый шаг в развитии непосредственно определяется предшествующим шагом, всем тем, что уже сложилось и возникло в развитии на предшествующей стадии.
- Семилетний возраст – поворотный пункт в развитии, т.е.
внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным. Один возраст как-то перестраивается, чтобы дать начало новому этапу в развитии. Очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде.
- Основная симптоматика кризиса:
1) П отеря непосредственности, Ребёнка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности и наивности; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.
- 2) Манерничанье.
- 3) Симптом «горькой конфеты».
- Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка.
- Мы воспринимаем не только соседство предметов или смежность их, но и всю действительность со смысловыми связями и отношениями.
Ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта). Ребёнок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, поясничанье, клоунада; ребёнок строит из себя шута.
Ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребёнку.
Восприятие не происходит отдельно от наглядного мышления. Процесс наглядного мышления совершается в единстве со смысловым обозначение вещей – восприятием их как представителей определенного класса вещей, т.е. их обобщение. Существенная черта восприятия — структурность, т.е.
В 7-летнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда у ребёнка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, т.е. семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.1.
Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают новые отношения к себе.2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. У ребёнка возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию.
Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.
Такие новообразования, как 1.самолюбие, 2.самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) переходящие. Возникает острая борьба переживаний. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь.
Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет — способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию – позицию школьника. В кризисе семи лет дошкольные переживания изменяются на школьные, — значит возникло новое единство средовых и личностных моментов, т.е.
делают возможным новый этап развития – школьный возраст. Взрослые недостаточно изучают внутреннее отношение ребёнка к окружающим людям, взрослые не рассматривают его как активного участника социальной ситуации. Раньше всего надо изучить, что среда означает для ребёнка, каково отношение ребёнка к отдельным сторонам этой среды.
- Советы родителям:
1. Учите ребенка управлять своими эмоциями, на своем собственном примере.2. Проявляйте внимание к ребенку, показывайте ему свою любовь, поощряйте хорошее поведение, интересуйтесь его дружескими отношениями, давайте советы, спрашивайте у него (общайтесь с ним на равных).3.
- _ Также читают в разделе Статьи:
- 22.10 2014
Читать подробнее: Кризис 7 лет (по материалам Л.С. Выготского)https://www.eidos.zp.ua/eidos_school/biblio/statji/krizis-7-let-po-materialam-l-s-vygotskogo_4.html
Как проявляется кризис у семилетних детей?
Общие сведения — Взрослея и развиваясь, ребенок переживает стабильные и кризисные периоды. Первые отличаются спокойным течением, постепенным усовершенствованием имеющихся способностей. Кризис сопровождается качественными изменениями психики, затрагивающими личность, социальные отношения. Кризис семи летhttps://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/7-year-crisis
Сколько длится возрастной кризис 7 лет?
Как вести себя: советы психолога — Итак, кризис 7 лет наступил, и с этим надо что-то делать. Однозначно нельзя пускать эту ситуацию на самотёк, думая, что всё само закончится без последствий. Психологи дают чёткие рекомендации, что делать родителям и учителям в этот непростой период, как пережить его самим и ребёнку без психотравм и ярко выраженных конфликтов:
- Требования и приказы заменить просьбами.
- Демонстрировать соблюдение новых правил собственным примером.
- Заменять игровую деятельность учебной постепенно. Оставить время и место для любимых детских игр.
- Уважать решения ребёнка. Выслушивать. Аргументировать отказы. Предоставлять хоть немного свободы.
- Учить на собственных ошибках (разрешить лечь поздно, а наутро, когда он будет чувствовать себя плохо из-за недосыпа, акцентировать на этом внимание).
- Уделять достаточно времени и внимания, помогать с домашними заданиями.
- Вместе с ним соблюдать режим дня.
- Обсуждать с ним то, что произошло в течение дня, какие эмоции он испытал, что сделал правильно, а что нет.
- Постоянно быть на связи с учителем, совместно решать возникающие трудности.
10 «нельзя»: памятка для родителей
- Не повышать голос.
- Не критиковать учителя и других взрослых в присутствии ребёнка.
- Не нарушать тех правил, которые он должен соблюдать.
- Не тащить сразу в больницу или на приём к психотерапевту.
- Не относиться к нему как к маленькому. Понять и принять первый этап настоящего взросления.
- Не паниковать, не обвинять себя в неправильном воспитании.
- Не наказывать физически.
- Не ограничивать в общении со сверстниками.
- Не сравнивать с другими, не критиковать, а мягко (и только наедине!) указывать на ошибки.
- Не игнорировать проблемы в школе (будь то неуспеваемость или конфликты с одноклассниками).
Если кризис 7 лет становится настоящей катастрофой, родителям может понадобиться помощь педагога или школьного психолога. Главное — сообщить им о проблеме, о неуправляемом поведении новоиспечённого школьника. Они помогут ему адаптироваться, найдут профессиональный подход, поработают с ним индивидуально.https://ponervam.ru/krizis-7-let-u-rebenka.html
Как помочь мальчикам преодолеть кризис 7 лет?
Последствия — Если кризис 7 лет будет успешно пережит, это скажется на формировании положительных паттернов поведения и психических новообразований:
- правильное, ответственное, положительное отношение к учебному процессу;
- богатая эмоциональная палитра;
- осознанные социальные роли, которыми он гордится;
- хобби, увлечения, предрасположенность к конкретной деятельности.
Если кризис 7 лет был осложнён неправильным поведением родителей, конфликтами с учителями или одноклассниками, внутрисемейными проблемами, это может отрицательно сказаться на детской психике. Из самых частых последствий:
- потеря интереса к учёбе — проблемы с успеваемостью;
- обострённое восприятие критики;
- развитие внутренних комплексов;
- и жестокость — девиантное поведение, открытые межличностные конфликты;
- и дезадаптация — замкнутость;
- потеря доверия и близкой связи с родителями.
Кризис у ребёнка 7 лет — явление закономерное, типичное для развития в данном возрастном периоде. Но это вовсе не значит, что взрослым нужно набраться терпения и просто переждать этот «шторм», ничего не предпринимая. Такое чрезмерное спокойствие может обернуться серьёзными проблемами в будущем.
- При недостатке внимания со стороны родителей, при отчуждённом отношении учителей у детей формируются неправильные паттерны поведения и внутренние комплексы, от которых потом избавляться придётся только с помощью психологов или даже психотерапевтов.
- Поэтому так важно знать, как себя вести на данном этапе и как помочь маленькому школьнику преодолеть все возникающие трудности без последствий.
Читайте также: Читать подробнее: Кризис 7 лет у ребёнка: что делать с маленьким «взрослым» в семье?https://ponervam.ru/krizis-7-let-u-rebenka.html
Как пережить кризис 7-8 лет?
Проявления кризиса — Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:
- привыкание к учебным нагрузкам;
- изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
- общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.
Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:
- наигранность;
- вертлявость, неусидчивость;
- вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
- передразнивание взрослых;
- клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.
Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:
- повышенная утомляемость;
- раздражительность;
- вспыльчивость;
- рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
- агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.
В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:
- сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
- ищут авторитет – к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
- кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.
https://vseprorebenka.ru/vospitanie/psihologija/krizis-7-let-u-rebenka.html