Памятка воспитателю Памятка воспитателю: «Чтобы занятие было интересным» Чтобы занятие было интересным и качественным, заранее подготовьте все необходимое: карандаши, бумагу, красивую тетрадь, альбом и т.д. для дошкольника очень важен антураж: красивые и новые (а еще лучше неожиданные!) предметы, удобное и рабочее место.
- Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое!) или загадки (угадай, что я вам приготовила?).
- Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей! В конце занятия обязательно подведите итог, спросив у детей, чем они занимались, что им понравилось, что узнали нового.
Именно эти вопросы позволяют детям отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, новых знаний.
- Начало занятий должно быть необычным, можно включать ритуал.
- В самом начале необходимо успокоить детей, настроить на вслушивание (послушаем музыку, звуки в группе, звуки на улице, свое дыхание и т.д.).
- На занятии должен главенствовать дух «открытия».
- Очередной вид деятельности начинать с постановки задачи в общем виде.
- Держать паузу, не мешать включению мыслительных процессов.
- При подготовке и проведении занятий предусматривать вариативность ответов детей.
- Не принимать ответ детей без обоснования.
- Ни оставлять без внимания ни один ответ. (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).
- Помнить о развитии речи в любых формах деятельности.
- Поддерживать у детей ощущение успешности.
- Возвращаться к уже выполненным заданиям.
- Вместо вопроса «Вам понравилось?» задавайте вопросы о чувствах и ощущениях ребенка «За кого ты порадовался? Что тебя огорчило? Что доставило удовольствие, радость?»
- Ритуалы начала занятия :
- Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти знания от других.
- Ритуал можно изменять, но не слишком часто,
- «Волшебный колокольчик»
- Воспитатель звонит в колокольчик, тем самым привлекает внимание детей.
- «Волшебный клубочек »
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.д.
- Затем передает клубок следующему ребенку.
- «Дружба начинается с улыбки »
- Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
- «Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.
- Во время ритуала воспитатель находится вместе с детьми в кругу, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
- Ритуалы окончания занятий
- Окончание занятий – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие окончено, с другой – что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.
- Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.
- «Круг друзей»
- Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
- «Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д., наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы.
Пусть же она вас греет и не покидает.» «Солнечные лучики» Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком. «Речевка» Все мы дружные ребята. Никого в беде не бросим. Мы ребята-дошколята. Не отнимем, а попросим. Никого не обижаем. Пусть всем будет хорошо.
Как заботиться, мы знаем. Будет радостно, светло! Литература: Е.А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет» Старший воспитатель: Е.Ю. Яркина Читать подробнее: Памятка воспитателюhttps://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/10/pamyatka-vospitatelyu-chtoby-zanyatie-bylo-interesnym
Что воспитатель должен знать?
Профессиональные качества — Воспитатель детского сада должен знать методики, программы, техники и приемы работы с дошкольниками. Эти знания помогут ему организовать разные виды деятельности: воспитательной, учебной, игровой. Нужно хорошо разбираться в психологии детей дошкольного возраста.https://ooo-ado.ru/blog/kak-stat-vospitatelem-v-detskom-sadu
Что значит открытое занятие в детском саду?
Методические рекомендации при проведении открытого мероприятия для педагогов
- Открытое занятие (НОД – непосредственно-образовательная деятельность) и мероприятие – одна из важных форм методической работы педагога, действенная форма распространения передового педагогического опыта, является важным элементом образовательно – воспитательного процесса.
- В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные занятия, не представляют особенностей их подготовки и проведения.
- Открытое занятие (НОД) в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких занятиях протекает реальный образовательный процесс.
- Для проведения открытого занятия (НОД) может использоваться любой вид образовательной деятельности.
- Модели открытых занятий (НОД).
- Открытое занятие для коллег, Здесь возможна демонстрация классического занятия в рамках учебы молодых преподавателей или демонстрация коллегам своего опыта по применению новых педагогических технологий, методов обучения.
- Открытое занятие педагога — новатора с целью демонстрации возможностей овладения инновационной деятельностью.
- Открытое занятие в присутствии администрации и экспертов с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.
- 4, Открытое занятие на конкурсе «Воспитатель года» на региональном или федеральном уровне.
К подготовке и проведению открытых занятий (НОД) предъявляется ряд требований: Выбор темы открытого занятия(НОД) предоставляется педагогу с учетом анализа материала на котором он сможет лучше показать применяемые методические приемы и методы, организацию деятельности воспитанников на разных этапах занятия.
Тем не менее рекомендуется отдать преимущество более сложным темам программы, темам недостаточно освещенным в образовательно – информационной литературе или темам, требующим особых методик для успешного освоения. Открытое занятие (НОД) должно иметь методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать посещающим это мероприятие.
Формулировки методической цели многообразны. Например: «Ознакомление педагогов с методикой развития у воспитанников навыков решения проблемных задач» или «Показать посещающим мероприятие методику организации деятельности в малых группах» и т.д. Открытые занятия (НОД) проводят опытные, творчески работающие педагоги, имеющие высокий уровень методической подготовки, и обеспечивающие высокую эффективность образовательно-воспитательного процесса.
Занятие (НОД) педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта. К проведению открытых занятий (НОД) могут привлекаться и начинающие педагоги, в качестве творческого отчета и, особенно, если у них есть интересные методические находки. Открытые занятия (НОД) посвящаются только актуальным проблемам методической науки.
Показ НОД, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов. (Отметим, что в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес).
Открытое занятие (НОД) должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию материала или методикам его изучения. Занятие как форма организации образовательного процесса само может содержать новое, например особую структуру. В любом случае открытое занятие (НОД) должно содержать новое для посещающих.
При подготовке к занятию (НОД) воспитатель должен использовать современную информацию, это поможет быть в курсе современных достижений. Открытое занятие (НОД) отражает работу педагога над методической темой. Его индивидуальная тема должна быть связана с общей методической темой учреждения.
Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы. Открытое занятие (НОД) должно доказать преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому педагогу следует выбирать тему, содержание которой позволит это сделать. Например: методическая цель открытого занятия (НОД) – «Методика организации сюжетно-ролевой игры «Больница»».
Воспитатель выбирает из рабочей программы тему, которая содержит игровой и воспитательно-образовательный материал по знакомству и усвоению детьми функций врача и другого медперсонала в игровой форме. Открытые занятия (НОД) и их содержание не должны противоречить примерным и рабочим программам.
Нельзя бесконечно расширять содержание материала, чтобы показать новую методику, не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на НОД, Открытое занятие (НОД) не должно наносить вред системе организации самостоятельной и совместной деятельности воспитанников. Нежелательно выделение только той части темы, которая наиболее ярко позволяет продемонстрировать новый методический прием.
Выбор методических приемов, методов образовательной деятельности должен способствовать реализации методической цели. Воспитатель на открытом занятии должен показать их наиболее рациональное сочетание. Недопустима «репетиция» открытого занятия (НОД) с одной и той же группой детей.
- Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят воспитанников к показу, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой открытого занятия.
- Рекомендуется сообщить детям о проведении открытого занятия.
- Это подготовит их к ситуации, когда в группе будут сидеть посетители.
- Открытые занятия (НОД) проводятся в соответствии с планом методической работы ДОУ.
Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. При планировании открытые занятия (НОД) рекомендуется равномерно распределять по группам и по календарным срокам. Нежелательно проведение нескольких открытых занятий в одной и той же группе.
- Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают и дети.
- Нецелесообразно планировать открытые занятия на сентябрь, январь и июнь.
- Каждому педагогу рекомендуется проводить открытые занятия не реже 1 раза в 2 года.
- Соблюдение требований к подготовке и планированию открытых занятий (НОД) и мероприятий входит в функциональные обязанности старшего методиста, курирующего методическую работу.
Организация проведения открытого занятия. Воспитателю, проводящему открытое занятие (НОД) рекомендуется обеспечить посещающих занятие планом НОД (технологической картой ) и методическими материалами, используемыми на занятии. Материально – техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее, испытать в действии приборы и оборудование, продумать целесообразность, оптимальность и последовательность их применения на занятии.
- Следует помнить, что большое количество наглядных пособий рассеивает внимание детей.
- При проведении открытого занятия (НОД) соблюдаются все требования к образовательно-воспитательному процессу.
- Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.
- Создание особых условий для открытых занятий, во-первых, нарушает устоявшийся режим работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.
Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной детей, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Не рекомендуется располагать посетителей рядом с детьми. Число посетителей не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованием часто пренебрегают: иногда на открытое занятие приходят 10-15 педагогов.
- Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход (НОД), не выражать в присутствии детей своего отношения к работе педагога.
- Не менее важным разделом методической работы является не только проведение и посещение открытого занятия, но и его анализ.
- Хорошо организованное обсуждение является формой повышения психолого – педагогической и методической грамотности педагога, позволяет внедрить методические находки в педагогическую практику многих воспитателей ДОУ, что в результате позволяет повысить качество воспитательно-образовательной деятельности.
Анализ занятия проводится, как правило, в день его проведения. Все присутствующие на занятии (НОД) сдают заполненные бланки анализа показанного занятия в методический кабинет. Цель анализа – оценка правильности поставленных целей и задач занятия, степень их достижения в процессе занятия, целесообразность выбранных методов и средств, акцентирование внимания на применявшихся методических приемах, рассмотрение их эффективности в достижении целей и задач.
- При обсуждении выступления должны носить четкий, конкретный характер, а не только эмоциональный («понравилось, не понравилось»), не уводить обсуждение от поставленной цели.
- В ходе обсуждения следует тактично отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы преподавателя, отметить возможности использования полученного опыта для собственной педагогической деятельности.
Целесообразен обмен мнениями, которое вызывает не столько критическое оценивание коллеги, а творческое осмысление увиденного на занятии в преломлении собственного опыта педагогической деятельности. Для эффективного обсуждения, посещающим занятие (НОД), рекомендуется вести записи.
Выступления участвующих в обсуждении рекомендуется проводить в определенной последовательности: вначале проводит педагог – автор занятия, затем приглашенные педагоги, председатель аттестационной комиссии, руководитель методической службы. Обсуждение должно проходить в доброжелательной, благожелательной обстановке.
Воспитатель напоминает методическую цель занятия и кратко дает описание применявшихся методов. На открытом занятии (НОД) педагог должен обеспечить достижение методической цели посредством достижения целей занятия. Поэтому самоанализ открытого занятия (НОД) педагог осуществляет по двум направлениям: с точки зрения достижения методической цели и усвоения детьми материала.
- План самоанализа:
- Степень выполнения целей и задач занятия
- Разъяснение причин и обоснование необходимости всех отклонений от плана занятия.
- Критическая оценка и комментарий (объективно оценивает собственные действия и, что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые посещающие занятия могли не увидеть, не понять, не оценить).
- Анализ работы воспитанников на занятии (педагог особое внимание уделяет элементам особого удовлетворения работой на занятии того или иного ребёнка: нередко посещающим занятие деятельность на занятии какого то ребёнка кажется естественным и обычным, в то время как для конкретного ребёнка такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии).
Затем занятие анализируют посетители с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями.
- Если на открытом занятии демонстрировалась новая методика, посещающий педагог также ищет ответы на следующие вопросы:
- Сможет ли он применить данную методику в своей работе?
- Каковы границы применения?
- Возможны ли негативные последствия использования нового метода?
- Какие дополнительные источники информации необходимо изучить перед применением?
Таким образом, посещающий открытое занятие педагог изучает опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, поэтому он одновременно подвергает оценке и свою деятельность. Подобная рефлексия очень важна. Анализ занятия руководителем методической службы ДОУ.https://mdoukolokolchik.68edu.ru/?page_id=2327
Зачем нужны открытые занятия?
Открытые занятия дают возможность родителям увидеть, насколько педагогически грамотная, психологически комфортная и безопасная среда создана в учреждении для творческого развития ребенка и укрепления его здоровья. Открытые занятия в Учреждении традиционно проводятся два раза в год: в начале и в конце учебного года.http://center.arts.mos.ru/upload/medialibrary/e91/metod_rekomendatsii_po_podgotovke_k_otkrytym_zanyatiyam.pdf
Что самое трудное в работе воспитателя?
У воспитателей нелёгкая работа — о детях постоянная забота 27 сентября — День воспитателя и всех дошкольных работников День воспитателя – довольно молодой праздник. В этом году он отмечается в 18-й раз. Поздравления в этот день будет принимать и воспитатель детского сада «Сказка» п. Пижанка Галина Ивановна КОРОБКО (на снимке). Её стаж в данной профессии составляет более 35 лет. «Галина Ивановна работает в детском саду «Сказка» с самого открытия. Это очень ответственный, творческий, отзывчивый, исполнительный, безотказный воспитатель. Рукодельница-мастерица. Много для работы делает своими руками и учит этому воспитанников. Вместе с детьми участвует в районных и областных выставках работ.
Всегда доброжелательна и тактична с родителями, спокойна и внимательна к детям, уважаема коллегами и работниками детского сада. Имеет высшую категорию. Заслуженно награждена Почётной грамотой министерства образования Кировской области. Галина Ивановна — пример для подражания для молодых сотрудников не только нашего детсада, но и работников дошкольного образования всего района», – так тепло отзывается о своём сотруднике и.о.
Дисциплина на занятиях в детском саду. Как достичь?
заведующей детским садом «Сказка» С.А. Тетерина. В преддверии профессионального праздника мне удалось задать Г.И. Коробко несколько вопросов. – У каждого человека рабочий день проходит по-разному. Галина Ивановна, как он организован у Вас? – Из дома я выхожу рано утром.
- В связи с коронавирусом усложнился приём ребят.
- У каждого ребёнка необходимо измерить температуру, обработать руки антисептиком.
- Ежедневно для укрепления здоровья провожу с малышами зарядку.
- После завтрака идут занятия, прогулка на свежем воздухе, затем обед, сон, полдник, занятия по интересам и игры.
- Далее каждого малыша передаю в руки родителям, бывает необходимо поговорить с некоторыми из них, да и у них ко мне вопросы тоже возникают.
И так каждый день. – Какими качествами должен обладать воспитатель? – Самое главное – любить свою работу. Если утром спешишь к детям с удовольствием, ждёшь с ними встречи, если ты тактичный и целеустремлённый, добрый и терпеливый – успех в профессии гарантирован.
- Работа воспитателя — это творческий и эмоциональный труд.
- Ребёнок большую часть дня находится в детсаду.
- На нас лежит серьёзная ответственность за его воспитание.
- Мы должны формировать его личность, правильно воспитывать, прививать основные жизненные навыки.
- Случайные люди здесь не задерживаются.
- Чем привлекла Вас профессия воспитателя? – Добротой и лаской, ведь кто не возьмёт лаской, тот не возьмёт и строгостью – бытует такое выражение.
Профессия очень человечная и интересная. В условиях современно-сти дети стали очень развитыми. Бывает, они задают такие каверзные вопросы, а ответить на них надо так, чтобы им всё стало понятно, чтобы они были довольны моим ответом. – Что самое сложное в работе воспитателя? – Это жёсткий контроль над своим эмоциональным состоянием.
- Воспитатель должен постоянно заниматься саморазвитием и повышать свою профессиональнную компетентность.
- Работа с детьми требует особого внимания и сосредоточенности, индивидуального подхода к каждому малышу.
- Родители тоже должны быть корректны, понимать то, что воспитывать детей мы должны сообща, достигая единых целей.
Тогда результат будет налицо. – Все дети разные, каждый со своим характером, темпераментом, привычками. Чему они должны научиться в детсаду? – Самое важное – адаптация малышей среди сверстников. Мы учим их жить в коллективе, уступать друг другу, уважать старших, быть добрыми, формируем личностные качества и вырабатываем нормы поведения.
- Здесь ребята также готовятся к предстоящему учебному процессу в школе.
- Считаю, залог профессионального успеха – в умении вложить частичку своей души в ребёнка.
- Сейчас часто можно услышать, что «дети стали другими».
- Так ли это? – Конечно, другие.
- Сейчас они более свободные, раскрепощённые, со своими взглядами, любят поговорить, поделиться, задают много во-просов.
Но какими бы они ни были, с ними всегда интересно. – Многие родители сетуют, что тяжело справляться с одним ребёнком. А как Вы справляетесь с 19-ю малышами? Есть какой-то секрет? – Никакого секрета нет, просто надо любить каждого ребёнка. Дети ведь очень чувствительны.
- И если ребёнок видит, что я его слушаю, понимаю, могу посочувствовать, то я для него становлюсь другом.
- Он охотно слушает меня, выполняет всё, о чём попрошу.
- Есть ли у воспитателя Коробко советы родителям детей, которые впервые пойдут в детсад? – Главный и важный совет – приучить ребёнка до посещения детсада самостоятельности, чтобы он мог убрать за собой вещи, раздеться и одеться, самостоятельно кушать, мыть руки, посещать туалет.
Многие родители стараются всё сделать за ребёнка сами. Это приводит к тому, что придя к нам, малыш не умеет делать самого элементарного — обслуживать себя. – Ваша работа трудна морально и физически. Как отдыхаете? – Летом я люблю заниматься на огороде. Грибы, ягоды, прогулки по лесу привлекают меня с детства.
- Осенью делаю заготовки.
- Люблю угощать чем-то вкусненьким сына Сергея и его семью, когда они приезжают к нам в гости.
- Трёхлетний внук Костя – наша с мужем радость.
- Зимой люблю пешие и лыжные прогулки, читаю книги, вяжу, что-нибудь мастерю для занятий в садике, а также для души.
- Галина Ивановна, благодарю Вас за тёплое общение.
Беседовала Татьяна ЗВЕРЕВА, фото автора. Поздравляем всех работников дошкольного образования с профессиональным праздником! Работать с детьми нелегко, но у вас есть дар и к этому лежит душа. Вы всегда умеете подобрать нужные слова, с радостью дарите детям свою любовь и заботу.https://vk.com/@selvesti-u-vospitatelei-nelegkaya-rabota-o-detyah-postoyannaya-zabota
Как часто рекомендуется проводить открытые занятия?
Рекомендуется каждому преподавателю проводить открытые занятия не реже одного раза в 2 года. Уровень открытого занятия должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.http://pfgumrf.ru/wp-content/uploads/2016/10/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0-.pdf
Что значит открытое занятие?
Открытое занятие в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы. На открытом учебном занятии преподаватель демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения.http://xn--2-stbf.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/01/1-%D0%9A%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5.pdf
Что должен делать воспитатель в детском саду?
Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников; планирование и выполнение воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с программой, реализуемой в ДОУ; содействие социализации дошкольников; взаимодействие с семьями воспитанников, компетентная помощь родителям в вопросах воспитания и развития малышей.https://www.resobr.ru/article/63240-qqq-19-m7-doljnostnye-obyazannosti-vospitatelya-detskogo-sada
Кто пишет планы в детском саду?
Требования к написанию календарного плана Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится, С нами растут профессионалы. Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно,
- На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.
- Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
- План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития воспитанников.
План — это, прежде всего, целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения.
Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы. Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.
План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы, Но знание программы не является единственным условием успешного планирования.
- Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития,
- Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе.
- Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы.
У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
- Календарный план — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
- В плане отражаются конкретные задачи воспитательно-образовательной работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач на конкретный отрезок времени.
- Основная цель планирования — обеспечение выполнения Программы детского сада.
- К планированию календарного плана предъявляются определённые педагогические требования:
- Календарный план работы составляется воспитателями по очереди. Один воспитатель пишет план своей смены на 5 рабочих дней.
- При работе над планом нужно учитывать реальность его выполнения, систематичность, последовательность, необходимо продумывать его насыщенность разнообразными делами.
- Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный элемент.
- Последовательность и систематичность плана работы педагога помогает ему реализовать выдвинутые воспитательные задачи и соблюдать непрерывность самого воспитательного процесса.
- Одним из важнейших условий составления календарного плана является его согласованность с годовым планом работы ДОУ.
Помимо педагогических существуют требования к оформлению плана:
- План должен быть написан аккуратно, крупным и понятным почерком или напечатан.
- На первой странице размещается: полное название учреждения, заглавие, номер и возраст группы, имена и отчества обоих воспитателей, а также даты начала и окончания плана.
- С обратной стороны первой страницы: прилагается таблица, в которой зам по УВР делает отметки об их проверке, а также оставляет свои рекомендации.
- На второй странице указываются годовые задачи ДОУ.
- Учебный план ДОУ на учебный год
- План работы ДОУ по профилактике ДДТТ на учебный год
- Циклограмма комплексно-тематического планирования на учебный год (где указывается: месяц, неделя, тема месяца, тема недели, итоговое событие).
- Список детей группы в алфавитном порядке с датами рождения
- Список детей по подгруппам
- Режим дня на учебный год
- Расписание НОД на учебный год
- Образовательная нагрузка воспитанников группы.
- Режим двигательной активности.
- Титульный лист на каждый месяц.
- Сетка «Система образовательной работы с детьми» (на месяц, где указывается дата, образовательная область по которой проходит НОД, тема НОД, используемая метод.лит-ра (автор, стр., № занятия; для того, чобы не указывать каждый раз автора, можно распечатать УМК(учебно-методический комплекс) и вложить после циклограммы, но стр. и № занятия указывать обязательно!!!)
- например, Обучение грамоте. — «Усвоение звука и буквы М» — Ушакова О.А. стр.56;
- Комплекс утренней гимнастики (выдает руководитель по физре)
При написании плана на неделю указывается:
- ВО ВСЕХ ПУНКТАХ ОБЯЗАТЕЛЬНО — ЦЕЛИ!!!
- Работа с родителями.
- Обогащение развивающей среды в группе.
- Утренняя гимнастика, виды ходьбы, подвижная игра.
- Сюжетно-ролевая игра с перечислением цели игры, атрибутов и игровых ролей.
- Все утренние мероприятия проводятся с целью создания у детей положительного эмоционального настроя на весь день и побуждения их к активному участию в жизни группы.
- Планирование утреннего отрезка времени.
- При планировании индивидуальной работы необходимо уточнять вид деятельности, его цель и с кем конкретно из детей педагог планирует данную работу.
- Беседа — тема, цель, вопросы, оборудование (если необходимо), кому адресована.
- Игры — какие (название), цель, атрибуты (материалы) проводятся с подгруппой детей и рассчитаны на индивидуальную работу с ребёнком.
- Планирование режимных моментов. При написании режимных моментов обязательно планировать художественное слово (ясельная, младшая, средняя группы).
Планирование учебных занятий:
- Тема занятия
- Программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи)
- Материалы и оборудование
- Виды детской деятельности
- Целевые ориентиры
- Словарная работа (обогащение словаря)
- Вопросы
- Художественное слово (название произведения и автор)
- Физминутка
- Рефлексия
По изодеятельности:
- Вид занятия (рисование, аппликация, лепка, ручной труд)
- Тема занятия
- Оборудование
- Основные технические приёмы
- Пальчиковая гимнастика
https://pedsovet.org/article/trebovaniya-k-napisaniyu-kalendarnogo-plana
Что должен знать воспитатель при устройстве на работу?
Воспитатель детского сада — Должностные обязанности — — Планирует и организует жизнедеятельность детей дошкольного возраста, осуществляет их воспитание и обучение. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации и социальной адаптации.
Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания и обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с воспитанниками (с группой или индивидуально) коррекционно — развивающую работу. Совместно с медицинским работником обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.
— Внимательно относится к детям, обеспечивает удовлетворение в эмоционально-личностном общении, защиту от всех форм физического и психологического насилия, эмоциональное благополучие каждого ребенка. — Формирует у воспитанников нравственные качества, прививает им навыки ответственности, самостоятельности, культуры поведения.
На основе индивидуальных способностей, интересов и склонностей вовлекает их в различные виды деятельности. — Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Принимает участие в работе совета педагогов, систематически повышает педагогическую квалификацию. — Изучает семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия.
Взаимодействует с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими. — Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса. Должен знать: Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; дошкольную педагогику и психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику дошкольного воспитания; основы дефектологии и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии); основы гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
- Лист оценки профессиональной деятельности воспитателя.
- Деятельность воспитателя и его качества оцениваются по четырех бальной системе: 4 — данное качество ярко выражено 3 — данное качество сформировано в достаточной степени 2 — данное качество имеет место 1 — сформировано в минимальной степени или не сформировано вовсе.
Степень выраженности качества отмечается знаком + в одной из четырех граф.
Качества | Оценка в баллах | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Результаты деятельности воспитателя — Наличие у детей интереса к познанию. — Наличие у детей знаний, умений и навыков. — Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности. — Наличие у детей творческих способностей.
Формирование у детей личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.) Сумма баллов _ II. Уровень знаний воспитателя — Знание методик воспитания и обучения дошкольников. — Знание психологии дошкольника. — Знание индивидуально-психологических особенностей детей. — Знание психологии детского коллектива.
— Знание нормативных документов. — Знание вариативных программ и педагогических технологий. Сумма баллов _ III. Гностические умения — Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования, изучения опыта коллег. — Умение изучать личность воспитанника и особенности коллектива в плане выявления уровня их развития и условий влияющих на результаты воспитания и развития ребенка.
- Умение правильно оценивать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности, перестраивать свою деятельности в соответствии с целями и условиями ее протекания.
- Сумма баллов _ IV.
- Проектировочные умения.
- Планирование деятельности в соответствии с целями воспитания и развития дошкольников, характером материала, возрастнымиособенностями, с учетом связи с различными видами детской деятельности.
— Прогнозирование и корректировка результатов своей деятельности. Сумма баллов _ V. Конструктивные умения. — Выбор оптимальных форм, методов и приемов работы с детьми. — Соблюдение принципов обучения и воспитания дошкольников. — Умение выбирать диагностические методики, способствующие выявлению уровня сформированности у детей умений и навыков.
- Рациональное распределение времени работы с детьми, логически обусловленные переходы от одного этапа к другому.
- Сумма баллов _ VI.
- Организаторские умения.
- Организация коллектива детей и целенаправленное управление его деятельностью с учетом динамики его развития.
- Организация занятий, кружков с учетом интересов детей.
Сумма баллов _ VII. Коммуникативные умения. Умение устанавливать педагогически целесообразные контакты: — Воспитатель — дети (требовательность и справедливость во взаимоотношениях с детьми, умение найти в ребенке наиболее сильные положительные стороны его личности, предотвращение и разрешение конфликтов) — Воспитатель — родители (по результатам анкет «Наш воспитатель») — Воспитатель — воспитатель (уравновешенность, требовательность, справедливость, чуткость отзывчивость, доброжелательность, искренность и др.) Сумма баллов _ Примечание: при сумме баллов от 20 до 40 от максимального количества, определенных по листу оценки профессиональной деятельности, воспитателю дошкольного учреждения присваивается вторая квалификационная категория, при сумме баллов от 41 до 70 — первая квалификационная категория, свыше 70 — высшая квалификационная категория.
II категория | I категория | Высшая категория |
— Должен отвечать общим требованиям к воспитателю | — Должен отвечать требованиям, предъявляемым к воспитателю II квалификационной категории | — Должен отвечать требованиям, предъявляемым к воспитателю квалификационной категории |
— Организует работу по познавательному развитию детей для достижения «Зоны ближайшего развития» | — Организует воспитательно-образовательную работу с детьми на основе диагностики, отслеживает результаты | — Проводит мониторинг результатов педагогической деятельности и вносит свои коррективы |
— Владеет элементарными навыками педагогической диагностики | — Осуществляет дифференцированный подход к детям с различным уровнем их развития | — Участвует в экспериментальной работе по освоению новых программ и педагогических технологий или их разработке и апробации |
— Обеспечивает положительное взаимодействие воспитателя и детей, детей между собой, воспитателя и родителей, воспитателя и коллег | — Общение с детьми строит на основе личностно-ориентированного взаимодействия | — Имеет авторские разработки (перспективное, тематическое планирование, дидактические пособия и др.) |
— Использует передовой педагогический опыт коллег в своей работе | — Использует в работе вариативные программы, педагогические технологии и методики, учитывая условия ДОУ | — Владеет навыками публичных выступлений (выступает на МО, КПК, конференциях и др.) |
— Активно участвует в методической работе ДОУ (выступает на педсоветах, проводит открытые занятия) | — Активно участвует или организует методическую работу в городе (районе) | — Проводит углубленную работу по одному из направлений воспитания и образования дошкольников, результатом которой является обобщенный опыт |
— Имеет обобщенный опыт работы, распространяемый в городе (районе) |
Страницы 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6https://doshvozrast.ru/metodich/atestac03_4.htm
Чего не должен делать воспитатель?
Документы, регламентирующие деятельность воспитателя: — должностная инструкция и трудовой договор, В них закреплены обязанности работника; устав образовательного учреждения является сводом правил деятельности учреждения; Федеральный закон « Об образовании » ; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога также отражают обязанности воспитателей; требования СанПиН 2.4.3648-20 закрепляют санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения ; кодекс профессиональной этики педагогических работников содержит принципы и правила поведения работников. Ответственность за детей вне детского сада несут родители. Воспитатель не может контролировать каждого ребёнка от дома до ворот детского сада и наоборот, поэтому это — сфера родительского внимания. В таблице рассмотрим, какие ещё могут возникнуть ситуации и их последствия.
- Отвести ребёнка в детскую комнату полиции и идти домой, если после окончания смены родители не забрали кого-то из детей вовремя. Рабочий день для воспитателя окончен, и он не обязан ночевать на работе. Но имейте в виду, что в данном случае ребёнок попадает под критерии « безнадзорности », указанные в Федеральном законе « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних »,
- Не допускать детей с подозрением на заболевания. Согласно требованиям СанПиН 2.4.3648-20, воспитатель имеет право направить ребёнка на утренний осмотр медицинским работником для сохранения здоровья других детей, и в случае выявления симптомов заболевания вызвать родителей и попросить его забрать.
- Воспитатель вправе узнавать, по какой причине ребёнок не пришёл в детский сад. Возможно, у ребёнка обнаружилось какое-либо заболевание, и воспитателю необходимо быть в курсе ситуации, так как в группе есть и другие дети, которые могли заразиться.
- Воспитатель не обязан стирать и гладить одежду детей. Это не входит в его обязанности, этим должны заниматься родители.
- Воспитатель не обязан материально компенсировать испорченные ребёнком в саду вещи. К примеру, если ребёнок самостоятельно испортил свою игрушку или порвал одежду.
- Оставлять детей без присмотра в течение дня. Воспитатель несёт ответственность за безопасность каждого ребёнка и должен выполнять свои должностные обязанности в течение всей рабочей смены.
- Не пускать на занятия опоздавшего ребёнка. Воспитатель нарушит нормы закона « Об образовании » и требования к безопасности ребёнка. Куда он должен пойти, если его не пустили в группу?
- Разговаривать на повышенных тонах и применять физическую силу в отношении детей. Крики и тем более « поднятие руки » на ребёнка недопустимы. Это может привести к психологическим и физическим травмам, за которые воспитатель будет отвечать перед законом.
- Самостоятельно или по просьбе родителей давать ребёнку лекарства (как и хранить их в группе). Воспитатель не вправе совершать подобные манипуляции – это функции и обязанности медицинского работника, ведь неизвестно, какая реакция на препарат может возникнуть у ребёнка.
- Воспитателю запрещено не заниматься детьми на прогулке. Прогулка, как и занятия в группе, должна быть спланирована воспитателем заранее. Все дети должны находиться под присмотром, а не быть предоставлены сами себе.
Так, в каждом случае родителям необходимо изучать документы, регулирующие деятельность воспитателя в определённой ситуации, а не требовать выполнения каких-либо обязанностей по своему желанию. И наоборот, необходимо разобраться, прав ли был воспитатель, выполняя то или иное действие по отношению к ребёнку.
- нарушение прав детей;
- создание условий, которые могут угрожать жизни и здоровью детей;
- бездействие в случае необходимости оказания первой медицинской помощи;
- сокрытие несчастных случаев от родителей и администрации (например: травмы, отравления, тепловые удары, ожоги, обморожения и т.п.);
- уклонение от выполнения должностных обязанностей, халатность;
- несоблюдение норм безопасности;
- разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках и их семье.
Воспитателей могут привлечь к ответственности. Поэтому, если вы столкнулись с подобными ситуациями в детских учреждениях, не стесняйтесь обращаться к руководству сада с требованием разрешить вопрос. Заведующий обязан отреагировать на проблему. В ином случае дело разрешит суд. Фото: @marinarossi.photo и @lazareva.phhttps://libertymag.ru/relationship/na-chto-ne-imeyut-prava-vospitateli