Как Можно Интересно Провести Урок Литературы?

Как Можно Интересно Провести Урок Литературы
6 способов, как оживить уроки литературы Вокруг школьной программы по литературе без конца кипят споры и страсти. Про то, какие произведения стоит изъять из курса, а какие добавить, не пора ли перейти к единому учебнику и так далее. При этом гораздо актуальнее стоит вопрос о том, как добиться от школьников если не прочтения целиком «Преступления и наказания», то хотя бы чёткого представления об основном посыле автора.https://mel.fm/vospitaniye/sovety/7204913-lifehack_lit

Каким должен быть современный урок литературы?

Современный урок литературы: методические формы и приёмы Что такое современный урок? Каким он должен быть? По мнению обучающихся, современный урок должен давать современный учитель: увлечённый, грамотный, развивающийся. С таким преподавателем интересно, его увлечённость развивает познавательную активность.

  • Современный урок – это интеграция традиционных методов и современных педагогических технологий.
  • Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся.
  • Многие современные студенты вряд ли назовут чтение своим любимым занятием.
  • Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определённую эпоху, а как многогранный мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определённая знаковость.

Каким должен быть урок литературы? Многие учителя ответят: « Современный урок – это урок с применением ИКТ». Мультимедийные уроки всё больше привлекают преподавателей. Бесспорно, использование ИКТ экономит время, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, формирует элементы информационной культуры обучающихся, позволяет преподавателю идти в ногу со временем.

Но мы, учителя литературы, должны особенно осторожно относиться к применению ИКТ на своих уроках. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей. По большому счёту наша главная задача – это душа молодого поколения, это проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки обучающегося как « языковой» личности.

ИКТ должны быть хорошими помощниками преподавателю литературы, а не подменять его. Какие бы новации не вводились на занятиях, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик. Понятна увлечённость преподавателя « нетрадиционными формами урока», появление уроков – мастерских, уроков – конференций, уроков – презентаций, уроков в форме творческой лаборатории, уроков – концертов и др.

Несомненно большой плюс в работе педагога. Независимо от того в какой парадигме работает учитель (традиционной, развивающей, личностно – ориентированной), он обязательно начинает урок. На уроке литературы потенциально важным является и выбор определённой темы – заголовка урока, Это может быть: заголовок – метафора, заголовок – вопрос.

Всё большую популярность приобретают активные методы и приёмы обучения: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, игровые моменты, интригующее анонсирование темы, сравнение и аналогия, использование музыки и другие эстетические средства художественного воздействия.

Хотелось бы подробнее остановиться на игровом аспекте урока. Игровые моменты на уроке литературы пробуждают, поддерживают, развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету. На уроках литературы используются и технологии развития критического мышления: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, ключевые слова, ассоциативные ряды, перекрёстная дискуссия, письменная рефлексия, трёхчастный дневник.

Кластер- это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда». При этом между всеми «гроздьями» должна быть четкая логическая связь. В любом кластере есть отправная точка, вокруг которой мы будем разветвлять «гроздь». Синквейн (от англ.

Существительное. Прилагательных два (допускаются причастия). Глаголов три (допускаются пояснения). Предложения из четырёх слов. Существительное (вывод, обобщение)

Стратегия «фишбоун»позволяет обучающимся выявить причинно – следственные связи и мотивы поступков героев произведения. Кейс – метод, обеспечивающий максимальную мыслительную деятельность. Кейс – метод – техника обучения, использующая анализ реальных ситуаций. Технология метода:

Знакомство с материалом. Выделение нужной информации. Обсуждение в группах возможных альтернативных решений. Презентация решений группами Сравнение и анализ принятых решений, подведение итогов.

В основе метода проектов лежит: развитие познавательных навыков обучающихся, развитие критического и творческого мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, формирование ориентироваться в информационном пространстве. Читательские конференции, интеллектуальные игры тоже, безусловно способствуют развитию творческих способностей и нестандартному мышлению студентов.https://e-koncept.ru/2017/770554.htm

Что говорить в конце урока?

The bell hasn’t gone yet.Звонка пока не было. Hang on a moment.Задержитесь на минуточку. We seem to have finished early.Кажется, мы закончили раньше времени. Just a moment, please.Одну минутку, пожалуйста. Just a second!Секундочку! There are still three minutes to go.У нас есть ещё три минуты.

Just hold on a moment.Задержитесь на минутку. One more thing before you go.И ещё кое-что, прежде чем вы уйдёте. We still have a couple (of) minutes left.У нас есть ещё пара минут. Your watch must be fast.Ваши часы, похоже, спешат. We have an extra five minutes.У нас ещё есть дополнительно 5 минут. Sit quietly until the bell goes.Сидите тихо пока не прозвенит звонок.

Paul, you have to stay five extra minutes as I told you before.Пол, ты должен остаться ещё на пять минут, как я говорил(а) тебе до этого. Back to your places.Вернитесь на свои места. Stay where you are for a moment.Оставайтесь на местах ещё один момент.

  • Let’s stop now.Давайте закончим.
  • It’s time to finish now.Пора заканчивать.
  • It’s almost time to stop.Уже почти время заканчивать.
  • I’m afraid it’s time to finish now.Боюсь, что пора закругляться.
  • We’ve run out of time.Мы не уложились по времени.
  • We’ll have to stop here.На этом надо закончить.
  • There’s the bell.

It’s time to stop.А вот и звонок. Пора закончить. That’s all for today. You can go now.На сегодня всё. Вы свободны (можете идти). Have you finished?Вы закончили? Stop now.Теперь стоп. Any questions?Вопросы есть? Collect your work please.Соберите свои работы, пожалуйста.

Pack up your books.Собери(те) свои книги. One minute to finish that activity. It’s nearly time to go.Одна минута до окончания этого задания. Время почти истекло. Are your desks tidy?Ваши парты (столы) чистые? Don’t forget to bring your crayons tomorrow.Не забудьте завтра принести ваши цветные карандаши.

The next class is waiting (outside/ to come in)Следующий класс ждёт за дверью (чтобы войти). You’ll be late for your next class (if you don’t stop now).Вы опоздаете на следующий урок (если сейчас не закончите). We’ll have to finish this tomorrow / in the next lesson.Мы должны закончить это завтра (на следующем уроке).https://audio-class.ru/classroom-english/end-of-the-lesson.php

Какие есть приемы обучения?

Классификация методов обучения словесные методы (источником является устное или печатное слово); наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);https://student39.ru/lector/Metody-_priemy_i_formy_obucheniya

Какие бывают формы работы на уроке?

Выделяют три формы организации: 1) индивидуальная работа ; 2) фронтальная работа ; 3) групповая форма работы.https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/konspekt/74.php

Чему можно научиться на уроках литературы?

При чтении развивается воображение, память, пополняется словарный запас, расширяется кругозор и улучшается грамотность. Читая книги, человек развивает и свою эмоциональную сферу: учиться любить и прощать, сопереживать и анализировать. На уроках литературы дети изучают историю развития литературы.https://interneturok.ru/article/chemu-uchit-literatura

Что дают уроки литературы?

Значение уроков литературы в средней школе Значение уроков литературы в школе Значение уроков литературы в школе сложно переоценить. Очень важно, чтобы учитель был способен привить любовь и интерес к чтению, потому что литература всесторонне развивает человека.

Ее основная цель- воспитательная, литература способствует нравственному шлифованию личности. Маленький человек, читая, учится жизни, определяет для себя систему ценностей. Ребенку подается пример как нужно поступать в той или иной ситуации. Литература учит мыслить, мыслить образно, развивает воображение, воспитывает вдумчивого читателя.

Немаловажная задача- развитие речи, чувства слова, вкуса к хорошему тексту. От этого зависит, что ребенок будет читать в будущем- классику или массовую литературу и будет ли читать вообще. Через изучение литературного достояния предков происходит приобщение к культуре страны.

  • Понимать культуру — значит уметь читать ее «тексты», овладеть ее грамматическим и семантическим кодом, чтобы вступить с ней в общение» (Ю.М.
  • Лотман) Цель преподавания литературы – познакомить ребенка с текстами, но не только формально, не столько для того, чтобы ребенок знал в каком году было написано то или иное произведение, но для того, чтобы он понимал, какую идею закладывал автор, был способен анализировать, учился логически мыслить, проводить параллели, делать выводы.

Для этого школьнику нужно обладать теоретическими знаниями. Ребенок не сможет анализировать стихотворение, не имея понятия, что такое эпитет или метафора. Чтобы чтение не оставляло ребенка равнодушным, изучаемые произведения должны соответствовать возрасту ребенка, быть близкими по содержанию, вызывать интерес.

  • На мой взгляд, это необходимое условие.
  • Очень важно то, что литература культивирует способность к состраданию.
  • Она дает возможность пожить жизнью героя, увидеть мир его глазами, испытать то, что он чувствует- горе или радость как собственные переживания.
  • В такие моменты происходит катарсис.
  • Это является целью искусства в принципе.
Читайте также:  Нужно Ли Носить Сменку В Школу?

Благодаря урокам литературы ребенок творчески развивается. Работает воображение читателя-школьника. Изучение литературы в школе призвано сформировать ценностные ориентации ученика, его мировоззрение. Читать подробнее: Значение уроков литературы в средней школеhttps://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/01/23/znachenie-urokov-literatury-v-sredney-shkole

Какой урок можно назвать современным?

Современный урок

МБОУ «Ахаликская ООШ» Доклад на тему: « Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС » Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.Джон Дьюн

Что же для нас современный урок? Каждый учитель имеет на этот счет свое совершенно твердое мнение. Полностью я согласна с обоснованием понятия СОВРЕМЕННОГО УРОКА Сониной М.Н. и считаю полезным процитировать её взгляд на эту тему. Сонина М.Н. пишет: « Урок можно назвать современным, если он:- рассматривает ученика и его личностное развитие как главную цель; — учит анализировать, рефлексировать, обобщать личный социальный опыт учащихся;-учит работать не только с адаптированными текстами, а с разнородной, разноплановой информацией, учит структурировать и критически оценивать её; — учит самостоятельно ставить цели и задачи, оказывает помощь и поддержку в саморазвитии, в формировании личностной троектории; — учит ставить, задавать вопросы, стимулирует поиск ответов на них (именно с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия обычно начинается мышление);- учит использовать теоретические знания для решения задач практической деятельности, действовать по образцу и в измененной ситуации;-учит формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, одновременно прививая толерантность к иному мнению;-готовит к непрерывному продолжению образования, поиску новой информации; учит различным социальным ролям, прививает нормы и ценности различных ролевых наборов;- стимулирует обучающегося стремиться к объективному контролю, не скрывая своего незнания».

Современный урок — прежде всего, общение учителя с каждым ребенком в отдельности и со всеми вместе. Психологами давно замечено, что знания, не имеющие эмоционально-духовной нагрузки, ребенком не усваиваются. Современный урок-это определенная атмосфера совместной деятельности, «Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму»,- гласит древняя китайская мудрость.

Психологи считают, что больше информации усваивается из практических действий и деятельности. С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:- резко возросла информированность;- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; — не сформировано произвольное поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;- ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос : «Как обучать в новых условиях?» Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.

В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе. Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться. Учитель не проводник знаний, а личность, которая обучает способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Урок должен отражать владение классической структурой на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи, тренинга.

Урок — главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства, сделать так, чтобы урок вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить.

Всё, что происходит на уроке, вызывало бы у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало бы их творческое сознание. Урок — целостная система. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели- чего учитель хочет добиться; затем установления средства –что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа- как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств её достижения и её переводом в конкретные дидактические задачи. Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Особенности современного урока ( Слайд 2 ) Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.Современный урок-урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества и государства.Три постулата заложены в основание новой технологии урока. (Слайд 3)- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Ресурсы современного урока ( Слайд 4 ) Человеческие, методические и технологические ресурсы.Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители (Слайд 5). Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приемы, методы обучения (Слайд 6).

  1. Технологические ресурсы — это технологии обучения; проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии (Слайд 7).
  2. Модели современного урока: традиционная и инновационная ( Слайд8 ).
  3. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков.

Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной педагогики, которая продолжает иметь место в современном образовательном процессе и инновационной педагогике (Слайд 9-13).

Тенденции развития современного урока включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе структуры урока.

(Слайд 14) Характеристика современного урока. Современный урок включает в себя компоненты содержания : знания, умения, навыки, творческую деятельность, эмоционально-ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельную работу ученика, а не учителя, практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий (Слайд 15).

  • Урок – это работа души и тем усерднее эта работа,чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.
  • Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребенка, т.е.
  • Личностные результаты, межпредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е.

результат изучения данной теме урока. Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе: личностные, познавательные, коммуникативные ( Слайд16 ) Личностные : — обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные: — обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности;- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;- планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

  • Познавательные: — включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
  • Структура урока в начальных классах ( Слайд 17 ) I этап,
  • Организация класса (оргмомент) II этап.
  • Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)III этап.
Читайте также:  Что Нельзя Делать В Гостях Детям?

Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач) V этап. Рефлексия. Итог урока Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения. (Слайд18)1. Урок изучения нового — традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа и трудовой практикум.

Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.2. Урок закрепления знаний – практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.3. Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.4.

Урок обобщения и систематизация знаний- семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний- контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? (слайд 19) Цель – готовность к саморазвитию. Она включает в себя:- умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям; — умение ставить перед собой цель, принимать решения;- умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;- умение проконтролировать себя, свои собственные действия;- умение адекватно оценить свои действия, выявить недочеты скорректировать дальнейшую работу;- умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

Другими словами, если раньше ребенок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет добывать знания, работая в группе с другими детьми самостоятельно. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно — воспитательного процесса в школе не могут существовать.

(Слайд 20) Многое зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начнет делать первые уверенные шаги в новых условиях, он сможет добиться желаемых результатов в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.

Профессия учителя одна из самых важных и сложных, ведь учитель не только даёт знания. Огромных душевных сил стоит разглядеть в каждом своём ученике «золотое зёрнышко» и помочь ему прорасти. Пусть каждый учитель получает отдачу от своих учеников! Пусть всегда будут силы и желание заходить в класс с улыбкой! Желаю хорошего здоровья, душевного равновесия и педагогических побед! Читать подробнее: Современный урокhttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2021/01/19/sovremennyy-urok

Что способствует успеху урока?

Практикум «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника» Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.

  1. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
  2. Сегодня главный смысл деятельности учителя — создать каждому ученику ситуацию успеха.
  3. Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы.

У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь ребенку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, ребенок и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу.

  • Что следует понимать под ситуацией успеха?
  • Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, это то, что способен организовать учитель.
  • Успех — удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.
  • Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации.

В данном случае под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами.

  • снятие страха;
  • авансирование успешного результата;
  • персональная исключительность;
  • внесение мотива;
  • скрытое инструктирование ребенка о способах и формах совершения деятельности;
  • мобилизация активности или педагогическое внушение;
  • высокая оценка детали.

1. Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Так, настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог может следующими фразами: «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

  1. «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».
  2. «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».2.
  3. Можно авансировать успешный результат,
  4. Этот приём помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей, а ребенку поверить в свои силы.

Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе ребенка: «У вас обязательно получиться». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».3. Избежать поражения ребёнку помогает скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности.

  1. Достигается это путем намека или пожелания: «Возможно, лучше всего начать с.».
  2. «Выполняя работу, не забудьте о.».4.
  3. Педагогу следует показывать ребенку ради чего, ради кого совершается та или иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
  4. Например, внесение мотива: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться» будет очень уместным в любой ситуации.5.

Персональная исключительность обозначает важность усилий конкретного ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть это педагог может следующими фразами:

  1. «Только ты и мог бы».
  2. «Только тебе я и могу доверить».
  3. «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой».
  4. Такие слова со стороны взрослого помогают ребёнку поверить в свою исключительность и незаменимость.

6. Для того чтобы увидеть результат деятельности, необходима мобилизация активности или педагогическое внушение. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания: «Нам уже не терпится начать работу». «Так хочется поскорее увидеть».7. Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

  • «Тебе особенно удалось это объяснение».
  • «Больше всего мне в твоей работе понравилось».
  • «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
  • Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах и не опустить руки.

Создание ситуации успеха – это деятельность учителя, которая строится на основе системы методов. Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха. Дифференцированное обучение Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера.

  • Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.
  • Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в приемлемом для него темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагог осуществляет подбор такого содержания обучения, которое соответствует уровню обученности учащихся и их потребностям. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.

  1. При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на «сильных», «средних» и «слабых» учащихся.
  2. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала.

Характер творческих заданий может быть различным:

  • на установление межпредметных связей;
  • на поиски разнообразных вариантов решения;
  • на сравнение и сопоставление;
  • исследовательского характера;
  • на расширение кругозора.

Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений.

  • Также детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий.
  • При такой форме организации деятельности каждый ученик имеет возможность работать в меру своих способностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.
  • Недостатком такого метода может стать то, что учащиеся начинают комплексовать и чувствовать неуверенность в своих силах, т.к.

не могут выполнить более сложные задания. А наивный вопрос соседа «А ты на сколько баллов сделал?» и вовсе может свести все усилия учителя на нет. При дифференциации обучения очень важно учитывать психологическое состояние каждого ученика. При делении класса на группы по уровню усвоения материала необходимо каждому обучающемуся объяснить причину определения его в ту или иную группу; акцентировать внимание детей, что у определенной группы учащихся есть серьезные пробелы в знаниях, и для того, чтобы эти пробелы ликвидировать, необходимо вернуться назад и найти те темы, пробелы в которых мешают дальнейшему успешному продвижению вперед.

Им придется много поработать над тем, чтобы эти пробелы ликвидировать, но и текущий материал не «упустить». Это дает возможность ребятам не чувствовать себя учениками «второго» сорта, не стать предметом насмешек, поскольку речь идет не о личности подростка, а о его успехах в обучении, что всегда можно подкорректировать.

При таком подходе не травмируется психическое состояние ребенка, включаются скрытые резервы для достижения поставленной цели, тем более что у ребенка появляется реальная возможность почувствовать свою значимость, неповторимость. Ученикам также следует определить условия, которые позволяют перейти на более высокий уровень.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности.

Учитель информирует детей о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить.

  • Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь значение).
  • Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.
Читайте также:  Кто По Этикету Должен Первый Заходить?

При выборе содержания обучения ученику предлагаются различные как по форме, так и по сложности упражнения для работы на уроке и дома. Можно выбрать метод изучения материала: я разберусь сам, мне поможет товарищ или необходимо обратиться за помощью к учителю.

Также важно предлагать и различные формы работы: индивидуально, в паре, в группе. Недостатком такого метода может стать неадекватная оценка своих сил и возможностей учащимися. Желая получить более высокую отметку, ученик выбирает задание, с которым справиться не может. И это приводит к прямо противоположному результату, которого стремились добиться: вместо успеха – разочарование.

Исправить такое положение дел может только то, что задания на выбор предлагаются систематически, и у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи.

  1. Достаточно ценным для развития у обучающихся адекватной самооценки и создания ситуации успеха является предоставление ученикам права выбирать: предоставлять ему свои знания для оценки учителем или нет.
  2. С целью коррекции такого эмоционального состояния учащихся как тревожность по поводу отметки можно использовать прием разделения классной доски на 2 поля: место на сомнение и место на оценку.

Ученик самостоятельно выбирает поле, когда идет отвечать к доске, тем самым он сохраняет за собой право предъявлять на оценку только тот материал, который считает хорошо усвоенным. Выбрав поле «место на сомнение», ученик вправе спокойно изложить учителю учебный материал, педагог при этом не оценивает ответ отметкой.

  • Конечно, можно усомниться в адекватности данного метода, решив, что обучающиеся всегда будут выбирать право не быть оцененными учителем, избегая нежелательных отметок.
  • Но практика показывает, что младшие школьники чаще всего выбирают для ответа поле «место на оценку».
  • Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению самооценки.

При применении данного метода повышается мотивация получения высокой отметки у обучающихся среднего и старшего звена, что формирует адекватную самооценку учебных достижений, уверенность в своих силах и вследствие чего выбор поля для ответа «место на оценку».

Коллективные формы обучения Созданию ситуации успеха также способствует использование педагогом в образовательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно.

Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.

При организации учебного занятия целесообразно использовать следующие формы коллективной учебной работы обучающихся: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (по 5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).

Особый интерес вызывает работа в парах сменного состава,когда дети одного варианта передвигаются по ряду: ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед, а второго варианта – остаются на своем месте. Так, каждый раз состав пар меняется.

Сочетание репродуктивных, проблемно–поисковых и творческих методов обучения Построение урока в традиционной школе имеет в своей основе репродуктивное сообщение учителем нового материала, рассчитанное на запоминание его учениками. В итоге успешным в учебной деятельности чувствует себя тот ученик, который обладает хорошо развитой памятью, т.е.

развитой способностью к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Кроме функционирующей без отклонений памяти ученик должен быть способен к произвольному запоминанию. Произвольность познавательных процессов формируется у ребенка только к концу младшего школьного возраста.

  1. По этой причине половина обучающихся, слушающих объяснение учителя в классе, не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике.
  2. Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно–поисковых и творческих методов обучения.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь.

Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. Метод проектов Использование проектного метода в обучении школьников также способствует созданию ситуации успеха на уроке. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний под руководством учителя.

Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. При работе над проектами учитываются возрастные особенности школьников. Чем старше ребята, тем сложнее темы для разработки проекта. Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке состоит в следующем.

Развивается активная позиция ученика в учебной деятельности, его самостоятельность, инициативность. Совершенствуется умение работать в коллективе, проявляются коммуникативные способности. В следствие этого, повышается уверенность обучающихся в себе, формируется мотивация деятельности, а это даёт возможность учителю построить учебный процесс с опорой на интересы детей.

Приём «Эврика» Для раскрытия творческого потенциала личности можно использовать приём «Эврика». Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества.

  1. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение.
  2. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый «букет» талантливо выполненных работ.
  3. Разнообразные формы деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость присутствия в ней компонента мотивации.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеется чувство ответственности. Большинство из исследователей проблемы методов стимулирования учебной деятельности приходит к выводу, что поскольку понятие метод многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом случае должен конструироваться учителем.

  • Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика.
  • Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
  • Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
  • Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика.
  • Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!https://znanio.ru/medianar/46