Синдром дефицита внимания у детей | Раздел: Синдром дефицита внимания у ребенка — это наиболее часто встречающееся психическое отклонение. В статье собрана полная информация о патологии, представлены актуальные советы для помощи детям, страдающим этим недугом. Согласно данным статистики, такое расстройство обнаруживается примерно в 5% случаев и является самым распространенным у детей психическим отклонением. Кроме того, установлено, что соотношение мальчиков и девочек с этим синдромом составляет 3 к 1. У детей с заболеванием проблемы в детском саду, школе и дома неизбежны, ведь они просто не могут долго сосредотачиваться на чем-либо, не в состоянии полностью контролировать свои побуждения.
- Эмоциональной фон нестабилен.
- Это вызывает непонимание и часто осуждение со стороны окружающих (как сверстников, так и взрослых), что в свою очередь нередко приводит к низкой самооценке, озлобленности и другим негативным последствиям.
- Ребенок чаще других получает бытовые травмы.
- Повышается риск того, что он начнет рано употреблять алкоголь, наркотики, психотропные вещества.
Также в качестве сопутствующих патологий нередко наблюдается асоциальное поведение (воровство, драки, порча различного имущества, жестокое обращение с животными и людьми), депрессия, маниакальное поведение, биполярное расстройство (проявляется в совмещении маниакальности и депрессии), нервный тик, заикание.
- Просто дефицит внимания, В этом состоянии наблюдается неспособность концентрироваться долгое время на какой-то одной деятельности (чтение, письмо). Например, ребенок может терять строчку в тексте.
- Дефицит внимания с гиперактивностью и импульсивностью, Поведенческое расстройство, во время которого наблюдается превышение норм активности и возбудимости, а также необдуманное, мгновенное реагирование на что-либо.
Классификация способствует более точной диагностике заболевания, а впоследствии и назначению лечения. Сложность ситуации с воспитанием особенного малыша добавляет тот факт, что причины проявления отклонения до сих пор достоверно не установленные. Среди предпосылок ученые указывают следующие факторы:
- Генетическая предрасположенность, То есть синдром дефицита внимания имеет причины, заложенные в соответствующем гене. Кроме того, дополнительный риск возникает, если среди ближайших родственников имеются выявленные случаи таких или иных, сходных психических отклонений.
- Особенности нервной системы ребенка, Индивидуальные особенности развития личности, что проявляются в синдроме дефицита внимания.
- Неблагоприятные условия окружающей среды, К отклонениям приводят загрязненный воздух, вода с соединениями свинца, а также присутствие их в быту, например, в краске.
- Образ жизни беременной, Употребление матерью во время вынашивания плода алкоголя, наркотиков, курение, а также воздействие на нее некоторых токсичных веществ из окружающей среды.
- Роды, Сложное протекание беременности, преждевременные роды также могут отразиться на ребенке в будущем.
К сожалению, диагностика отклонения становится возможной только тогда, когда все признаки заболевания проявятся в полной мере. К этому моменту уже возникают проблемы в школе и дома. Диагностика дефицита внимания у ребенка пока не проводится специальными методами и аппаратами.
Выводы делаются на основе наблюдений, сбора информации о членах семьи (дает представление о предрасположенности), а также по полученной информации после расспросов людей из окружения ребенка (родители, родственники, учителя, тренеры, товарищи). Кроме того, необходим и общий медицинский осмотр.Для окончательного диагноза Американская Ассоциация Психиатров разработала специальные критерии по указанным выше типам СДВ.
Дефицит внимания включает следующие из них:
- Забывчивость, Не вспомнить об обещании, просьбе родителей становится в порядке вещей. Часто ребенок оставляет незаконченными домашние дела или задания в школе, не выполняет инструкций.
- Рассредоточенность, Ребенок отвлекается от текущего занятия. Не желает (вплоть до открытого сопротивления) участвовать в делах, в которых требуется умственная работа, так как знает, что не справится. Часто не в состоянии сосредоточиться надолго во время игры, учебы, выполнения какого-либо задания.
- Рассеянность, Теряет личные вещи (игрушки, школьные принадлежности, предметы одежды и прочее). Ребенок не способен спокойно самостоятельно играть, читать, заниматься каким-либо хобби.
- Невнимательность, В любом деле совершает частые ошибки из-за неспособности долго концентрировать внимание на одном и том же.
Гиперактивность, импульсивность выражается в чрезмерной болтливости, беспокойных движениях кистями и стопами. Ребенок не может спокойно сидеть на стуле, ерзает, часто встает в тех ситуациях, которые требуют сидеть на месте (во время уроков, еды и так далее).
Проявляет чрезмерную бесцельную двигательную активность (вертится, бегает), особенно в ситуациях, когда подобное поведение неуместно. Имеет проблемы с тем, чтобы дождаться своей очереди. Двигательная активность продолжается во время сна, причем, спящим принимается так называемая поза эмбриона. Если задавать такому ребенку вопросы, то он начинает на них отвечать раньше, чем дослушает до конца, часто вмешивается в чужие разговоры, игры, занятия.
Чтобы возникли причины для неутешительных выводов, должно совпасть шесть и более симптомов синдрома дефицита внимания у детей в одной категории. Кроме того, проявляться они будут в течение минимум шести месяцев. Проблемы видны не только в школе, саду или дома, во взаимоотношениях с окружающими по отдельности, а в двух из этих областей одновременно.
- У детей может проявляться как дефицит внимания или гиперактивность с импульсивностью по отдельности, так и синдром смешанного типа.
- Во время диагностики необходимо учитывать еще и тот факт, что в некоторых случаях возникают похожие симптомы.
- Например, во время нарушений слуха и зрения, тревожных или судорожных расстройств, поражений головного мозга, приема препаратов-гормонов щитовидной железы, употребления наркотиков, алкоголя, токсичных веществ (токсикомания), проблем с обучением и речью.
Кроме того, определение синдрома может затрудняться в дошкольном возрасте из-за возможных нарушений в развитии (речи, например). Важно! Для постановки диагноза должны быть привлечены психологи, логопеды, педиатры. То есть специалисты, которые хорошо разбираются в процессах развития детей. Как уже говорилось в начале статьи, многие врачи считают это психическое расстройство практически неизлечимым. И, тем не менее, определенные меры принимаются. Лечение синдрома дефицита внимания у детей предусматривает прием лекарственных препаратов (лекарственную терапию), а также коррекцию поведения и консультации у специалистов (психотерапия).
В качестве лекарств применяются психостимуляторы: Метилфенидат, Лиздексамфетамин, Декстроамфетамина-амфетамин. Они оказывают воздействие на нейромедиаторы — особые вещества головного мозга, чтобы снизить гиперактивность и нормализовать внимание. Эти препараты могут быть длительного воздействия или кратковременного.
Дозировку назначает врач и меняет ее в случае необходимости, но только после общего обследования ребенка, чтобы избежать рисков, если, например, имеются проблемы с сердцем. Кроме психостимуляторов, в качестве альтернативы им применяются антидепрессанты, которые действуют намного медленнее.
Кроме традиционных методов лечения, описанных выше, можно совместно с ними попробовать альтернативные варианты. Например, занятия йогой, медитацию, специальные диеты, исключающие сахар, аллергены, искусственные красители и добавки (консультация с врачами в этом случае обязательна), кофеин. Следует помнить, что эффективность альтернативных методов не доказана.
А употребление большого количества витаминов может, наоборот, подхлестнуть гиперактивность. Интересно, что йога и медитативные практики весьма способствуют психологическому расслаблению, что крайне необходимо ребенку с дефицитом внимания, а особенно с гиперактивностью и импульсивностью. В процессе психотерапии детей обучают справляться с симптомами дефицита внимания и гиперактивности. Максимальный результат может быть достигнут только при совместной работе со специалистом самого ребенка, его родителей, а также учителей. Основные усилия, конечно же, должны прилагаться дома. Ведь очень многое зависит от близких. Вот некоторые рекомендации для родителей:
- Показывать чувства, Давайте понять ребенку, что его ценят и любят в семье. Проводите больше времени вместе с малышом без участия других детей или взрослых. Обнимайте, целуйте и говорите, что любите его таким, какой он есть.
- Правильно ставить задачи, Предлагая ребенку задание, пользуйтесь простыми формулировками. Они должны быть под силу его возрасту, а также четкими и понятными. Можно разбивать большую задачу на маленькие этапы.
- Повышать самооценку, Положительные результаты в этом направлении приносят занятия подвижными видами спорта, где дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью бывают очень успешны. Не бойтесь приобщить их к тренировкам по единоборствам. Кроме поднятия самооценки, спорт, даже если занятия не сопровождаются значительными достижениями на соревнованиях, замечательно дисциплинирует, приучает к распорядку дня.
- Строгий график, Соблюдайте режим и распорядок дня, дисциплинируйте ребенка, но делайте это мягко. Дети с синдромом дефицита внимания хорошо воспитываются, когда нежелательное их поведение пресекается, а желательное, наоборот, поощряется.
- Об отдыхе забывать нельзя, Своевременно организовывайте расслабляющие моменты, как свои, так и ваших детей. Избегайте чрезмерного утомления малышей, так как усталость лишь усиливает симптомы дефицита внимания.
- Уверенность в своих силах и терпение, Сразу все не получится, сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Это поможет избежать переутомления и ошибок в работе с проблемными детьми. Кроме того, ребенок склонен перенимать черты поведения авторитетных для него взрослых и, конечно же, родителей в первую очередь. Очень полезно привлекать в качестве помощников друзей семьи, родственников.
- Помощь учителей, подход к обучению, Разумеется, необходимо работать над проблемой и в школе. Родителям настоятельно рекомендуется поговорить с учителями, объяснив ситуацию, и заручиться их поддержкой. Обсудите возможность изменения системы оценок, создания индивидуального плана для самостоятельных занятий. Возможно, стоит перевести ученика в заведение, где практикуется индивидуальный подход в образовании и воспитании.
Синдром дефицита внимания у детей относится к психическим отклонениям и создает проблемы не только самому ребенку, но также родителям, окружающим, педагогам в школе. Однако, прежде чем принимать какие-либо меры, подозревая у ребенка это заболевание, необходимо обратиться к специалистам для постановки диагноза.
- Важно, чтобы обследование было всесторонним, с длительными (около шести месяцев) наблюдениями, так как возможны совпадения в симптомах при других отклонениях в здоровье.
- Как лечить синдром дефицита внимания у детей — смотрите на видео: Лечение синдрома не может ограничиваться одними медикаментами.
- Это целый комплекс мер, в котором лекарства играют больше вспомогательную роль, нежели основную.
И хотя это расстройство и считается многими врачами неизлечимым, правильный подход к воспитанию и надлежащая работа родителей с ребенком поможет стабилизировать поведение, привить дисциплину и адаптироваться к условиям взрослой жизни. Большинство ученых сходится во мнении, что синдром не излечивается до конца, его носитель просто «перерастает» это состояние. Другие интересные статьи: Комментарии и отзывы (0): Читать подробнее: Синдром дефицита внимания у детейhttps://tutknow.ru/psihologia/5516-sindrom-deficita-vnimaniya-u-detey.html
Можно ли вылечить синдром дефицита внимания?
СДВГ излечим. Важно научить ребенка самодисциплине и соблюдению правил, это позволит быстрее адаптироваться в жизни и стать лидером в коллективе. Только комплексный подход к лечения СДВГ может помочь навсегда избавиться от последствий.https://mind-stimulation.com/ru/lechenie-sindroma-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-detej-kiev
Как лечить синдром дефицита внимания у ребенка?
Диагностика и лечение — Диагностика СДВГ проводится детским неврологом. Различные психофизиологические тесты, ЭЭГ и МРТ позволят установить и дифференцировать диагноз. Важно отличить данный синдром от дефектов воспитания и особенностей темперамента ребенка.
- В лечении СДВГ возможны фармакотерапевтический и нейропсихологический подходы.
- Из медикаментов невролог может назначить метаболические препараты, улучшающие трофику мозга и стабилизирующие нервную систему.
- Нейропсихологический подход включает в себя наблюдение у нейропсихолога, занятия с педагогом, логопедом.
Помимо этого, используется новый неинвазивный метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), который позволяет сгладить выраженность основных симптомов заболевания. Также, при симптоме гиперактивности показаны массаж, остеопатическое лечение и рефлексотерапия.https://www.doctorneiro.ru/deti/problemy-obucheniya-i-povedeniya/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg
Как лечат дефицит внимания?
При дефиците внимания используются когнитивные тренировки. Иглорефлексотерапия (ИРТ) традиционно используется для восстановления регуляции работы многих органов, в том числе, головного мозга. Транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – это воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка.https://newday-clinic.ru/sdvg_vzroslyh
В каком возрасте проходит СДВГ?
02.07.2018 Акция: Рассрочка на лечение — 0% Синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ, – это состояние, при котором в результате генетической предрасположенности или нарушений внутриутробного развития у ребенка наблюдаются такие признаки, как импульсивное поведение, чрезмерная подвижность, нарушения сна, неспособность сосредоточиться.
Иногда симптомы СДВГ возникают как вторичные и являются результатом другого заболевания. Поэтому при подозрении на данный диагноз должно быть проведено тщательное обследование. Проявления СДВГ, как правило, заметны у детей с 3–4 лет, наиболее отчетливы в 5 лет. Симптоматика СДВГ усугубляется в школьные годы.
К 14 годам проявления СДВГ ослабевают или проходят.https://newday-clinic.ru/osobennosti-reabilitatsii-detey-s-sdvg
Как вести себя с ребенком с синдромом дефицита внимания?
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется двумя компонентами:
- · Невнимательность:
- o С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр
- o Часто допускает ошибки из-за небрежности
- o Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
- o Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца
- o Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания
- o Избегает задания, требующие длительной концентрации
- o Часто теряет свои вещи
- o Легко отвлекается на посторонние стимулы
- o Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
- · Гиперактивность:
- o Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках
- o Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте
o Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.
- o Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге
- o Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор»
- o Часто бывает болтливым
- o Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца
- o Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях
- o Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места
- o Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
- РЕКОМЕНДАЦИИ:
Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка в данном случае – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может.
- Рекомендации родителям:
- o проявляйте достаточно твердости и последовательно сти в воспитании;
- o избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
- o повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- o выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
- o для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- o не допускайте ссор в присутствии ребенка.
- o установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;
- o чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за дание, не отвлекаясь;
- o снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- o оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- o избегайте, по возможности, больших скоплений людей;
- o во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером.
- o Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть.
o П ридумайте гибкую систему вознаграждений за хоро шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, за вести дневник самоконтроля. o Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.
- o Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.
- o Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.
- Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удер живаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Читать подробнее: Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностьюhttp://www.odb.tambov.gov.ru/index.php/stranichka-psikhologa/1128-rekomendatsii-roditelyam-detej-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnostyu
Как ведут себя дети с СДВГ?
Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети бывают неловки в своих движениях, у них плохая координация, слабый мышечный контроль, поэтому они все роняют, ломают, часто спотыкаются и падают.https://www.unicef.org/kazakhstan/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC-%D0%B4%D0%B5%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81-%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E
Чем отличается СДВГ от аутизма?
СДВГ и аутизм (РАС) — У этих двух расстройств много похожих симптомов, но важно помнить, что они разные., но СДВГ — это физиологическое расстройство, а аутизм — это вариации неврологических расстройств. В зависимости от диагноза СДВГ, аутизм или и то и другое, вы получите разные рекомендации по лечению. Ниже перечислены симптомы для каждого из расстройств, а также схожие,https://www.fastfword.com/sdvg-raznitsa-rasstroistv-vnimaniya
Откуда берётся дефицит внимания?
Причины развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности — Развитие СДВГ скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся: генетическая предрасположенность; патологическое влияние. Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного.
Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т.е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами.
После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так. На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина.
- Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС.
- Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
- Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Патологическими факторами могут послужить: отрицательное влияние наркотических веществ; влияние табачных и алкогольных изделий; преждевременные или затяжные роды; угрозы прерывания. Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом.https://www.promedicina.clinic/child/articles/sindrom-deficita-vnimaniya
Как помочь ребенку с СДВГ учиться?
Как организовать учебный процесс ребёнка с СДВГ — Ученикам с СДВГ нужно постоянно проговаривать правила поведения на уроке и план занятия. Во время урока необходимо активно пользоваться игровыми приёмами для привлечения внимания. Для комфортных условий обучения ребёнку с СДВГ нужно:
- Подбирать индивидуальную программу обучения. Дети с таким диагнозом любят делать что-то своими руками, а не только слушать и смотреть.
- Создавать условия для творчества, например, изучать природу в лесу, а не по учебникам.
- Проводить занятия в одном и том же месте. Гиперактивным детям сложно привыкать к новой обстановке, нужно чёткое расписание и привычная обстановка.
- Делать в перерывах физические упражнения. Детям с СДВГ нужна частая смена деятельности.
Помочь в организации надомного обучения для детей с СДВГ могут онлайн-школы. Они позволяют индивидуализировать программу и нагрузку. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вы можете просматривать лекции в записи, ставить их на паузу, когда ребёнку нужно отдохнуть, ускорять и замедлять их темп, если это необходимо. Источник: freepik.comhttps://media.foxford.ru/articles/adhd
Почему СДВГ не лечится?
СДВГ часто считают выдуманной болезнью, мол, строже с детьми надо быть – тогда и с поведением будет все в порядке. На самом же деле строгость тут бесполезна – ребенок с СДВГ просто физически не может долго сидеть на месте, сосредоточенно учиться и доводить начатое до конца.
- Синдром непоседы, модная болезнь, преувеличенная проблема – как только не называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ADHD).
- Но неврологи и психиатры предупреждают, что не стоит относиться к СДВГ легкомысленно: это диагноз, который не лечится, но требует определенной коррекции.
- Во всем мире растет число детей с этим синдромом.
Важно правильно помочь им в детстве, чтобы болезнь не мешала полноценно жить во взрослом возрасте. «Дети с СДВГ уже на первом году жизни особенные: они более подвижны, чаще совершают хаотичные движения руками и ногами. Как правило, эти дети задерживаются в речевом развитии, более неуклюжие, невнимательные.
- Где-то в полтора-два года можно говорить, что есть предпосылки к этому синдрому», – рассказывает невролог Тушинской детской больницы имени З.А.
- Башляевой Маргарита Самигулина.
- «Но поставить этот диагноз мы имеем право только к шести годам, когда можно объективно по шкалам оценить невнимательность, гиперактивность, неусидчивость.
Мы работаем вместе с психологом, он примерно час играет с ребенком на коврике, задает вопросы, дает задания. А до этого мы предполагаем синдром, акцентируем родителей на том, что дети более неусидчивые, расторможенные». Маленькие дети с СДВГ своим поведением часто напоминают обезьянок, перескакивающих с дерева на дерево.
- Дети активно хватают то одну игрушку, то другую, быстро теряют к ней интерес, не могут сосредоточиться на каком-то занятии.
- При этом они очень активные.
- Все дети разные, этот синдром у кого-то может проявиться раньше, у кого-то позже, но чаще всего родители замечают проблему в полтора-два года.
- Рассказывает детский невролог Нина Московкина: «По нормативам, к полутора годам у ребенка должен созревать интерес, он должен уметь заниматься, строить домики из кубиков, собирать пирамидку, ему это должно быть интересно.
А гиперактивный ребенок чуть-чуть позанимается и бросает. У таких детей снижен интерес, им ничего не интересно. Самое главное – не упустить тот момент, когда у ребенка появляется стремление к познанию мира. Мамы часто это пропускают, и так дети начинают входить в синдром гиперактивности с недостатком внимания.
С ребенком все время нужно разговаривать, он должен слышать мамино слово. Даже когда вы идете просто по улице, обязательно что-то рассказывайте, еще лучше — читайте детские стихи, это хорошо развивает память и внимание. Мама должна объяснять, что вот это снег, а это – снежинки, они холодные, годовалый ребенок это поймет.
Часто родители в этот ответственный период жизни малыша все свободное время тратят на гаджеты, им некогда привить ребенку устойчивый интерес. Что мы нередко видим? Идет мама с ребенком, что-то судорожно набирает в телефонн, а ребенок лишь бы не мешал».
- Активный ребенок – это норма, и не стоит называть всех активных детей гиперактивными.
- «К сожалению, у нас есть проблема гипердиагностики, когда родители приходят на прием к неврологу, психологу, говорят, что ребенок гиперактивный, и ему ставится этот диагноз – СДВГ, без оценки этой гиперактивности», – предупреждает Маргарита Самигулина.
«Вообще, СДВГ – это диагноз психиатра, это нарушение в эмоционально-волевой сфере, дети не могут контролировать свои эмоции и поведение. Бывают выдуманные синдромы гиперактивности, когда ребенок дома бегает по потолку, потому что мама готовит, а папа лежит на диване и смотрит телевизор, ребенку скучно, и он своей активностью пытается привлечь внимание родителей.
Такое поведение многие родители называют гиперактивностью. А это всего лишь манипуляция взрослыми в желании привлечь их внимание». Число детей с СДВГ выросло во всем мире и в России тоже. По последним данным американских исследователей, в США 11% школьников страдают этим синдромом. Причины разные, но Маргарита Самигулина основными считает проблемную беременность и роды: «Мы стали больше выхаживать недоношенных детей, у них незрелая нервная система, и они имеют различные поражения перинатальной нервной системы, это тоже сказывается.
Проблемы беременности сейчас у многих женщин. Есть генетически обусловленные факторы, они не доказаны, но считается, что если мама с папой имеют этот синдром, то у ребенка он тоже будет. Но больше всего сказывается, как мне кажется, недоношенность, преждевременные роды, стимуляция родового процесса».
Очень часто у детей с СДВГ имеются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Гипоксия, асфиксия, тазовое предлежание, стремительные роды, длительный безводный период могут быть причиной СДВГ. Поэтому если все эти проблемы были, обязательно нужно посетить невролога. Невролог Нина Московкина отмечает, что курение мамы во время беременности тоже может спровоцировать этот синдром – никотин сужает сосуды, ребенок получает меньше кислорода.
«К гиперактивности может привести и неправильное питание. В идеале ребенок должен получать материнское молоко. Мама, которая кормит ребенка грудью, должна получать в нормальном количестве жиры, белки, углеводы, витамины, не питаться фастфудом. Если у мамы нет молока, ребенка нужно правильно кормить».
Лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нет. Раньше неврологи назначали ноотропные, успокаивающие препараты, но это была, скорее, терапия отчаяния в помощь родителям, вспоминает Маргарита Самигулина. «Сегодня есть только один препарат, который реально оказывает воздействие на этот синдром – это Страттера.
Он дорогой, и разрешен только с 6-7 лет. Мы его назначаем, когда ребенок идет в школу, чтобы помочь ему втянуться в обучение, привыкнуть к урокам, научиться себя контролировать, в средней школе этот препарат мы снимаем, и дети, как правило, учатся нормально.
В детском саду этот синдром ребенку не мешает, он мешает окружающим, воспитателям, а ребенок чувствует себя замечательно. В школе другая ситуация – за счет своей невнимательности ученик не может обучаться, не может усваивать материал из-за своего синдрома, поэтому там уже требуется наша медикаментозная помощь».
СДВГ – это диагноз на всю жизнь, он не лечится. Взрослые к нему приспосабливаются, но у них остается забывчивость, частая смена настроения. Такие взрослые нередко страдают заниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, у них отсутствует мотивация, они забывчивы, несобранны, невнимательны.
Рассказывает Маргарита Самигулина: «Но жить им это не мешает. Они так же ходят на работу, выполняют все, что нужно. Просто взрослые учатся жить с этим синдромом, приспосабливаются к нему. Но есть такая статистика, что большой процент людей с синдромом дефицита внимания становятся наркоманами, алкоголиками, ведут асоциальный образ жизни.
Это так проявляется синдром. Они же активные, и если их чем-то в детстве не заинтересовали, их бешеную энергию не направили в правильное русло, то потом они находят выход только в асоциальных поступках. Их не принимает общество, если родители не смогли помочь им в детстве».
У взрослых синдром проявляется по-разному – некоторые грызут ногти, потому что не могут справиться со своей гиперактивностью. Им нужно постоянно искать занятие для рук, объясняет Нина Московкина: «Помогают мягкие игрушки с гранулами, их можно теребить в руках. Как правило, дети с СДВГ, когда вырастают, не идут на специальности, которые требуют усидчивости, а выбирают такие профессии, где руки работают, а голова при этом отвлекается.
Хорошо подойдут ковка, лепка, резьба по дереву». Откорректировать излишнюю активность детям помогает спорт. Силовые виды спорта – не их вариант, рекомендован пеший, водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах, коньках. Нагрузка должна быть умеренной, потому что дети могут перевозбудиться, а успокоиться самостоятельно им непросто.
«Важно заниматься физкультурой, но противопоказаны профессиональные занятия спортом (школы олимпийского резерва). Важно, чтобы дополнительные занятия были интересны ребенку. Большая школьная нагрузка, обучение в специализированных школах, гимназиях, как правило, не по силам ребенку с СДВГ. Лучше, если ребенок будет учиться в обычной школе с адекватной нагрузкой.
Если есть возможность, показано домашнее (семейное) обучение, хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми с СДВГ школы Монтессори», – рассказывает практикующий психолог, к.п.н., доцент кафедры психологии человека РГПУ им.А.И. Герцена Юлия Гусева. Параллельно с наблюдением у невролога или психиатра Юлия Гусева рекомендует детям с СДВГ пройти курс психотерапии: «Обычно психологи в работе с детьми, страдающими СДВГ, используют игровую терапию.
Ребенок в игре учится взаимодействовать с другими и самим собой, учится выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме, кроме того, психолог в рамках терапии устанавливает границы, если они нарушены в реальной жизни. Постепенно ребенок переносит полученные навыки общения из кабинета психолога в реальную жизнь».
Родитель ребенка с СДВГ – это его самый главный помощник и сопровождающий, отмечает психолог. Одна из серьезных проблем такого ребенка – это самоконтроль, волевая саморегуляция. Он не может сосредоточиться на уроках, отвлекается, не может собрать портфель, не может сдержать себя, например, дерется с другими детьми.
«В связи с этим функция контроля должна быть взята родителем на себя. Быть рядом, когда ребенок выполняет уроки, перепроверить вместе с ребенком, все ли собрано на следующий день, напомнить, что пора идти на кружок. Не нужно бояться, что ребенок из-за такой опеки сам никогда не будет ничего делать. Дело в том, что у детей с СДВГ обычно наблюдается дисфункция лобных долей головного мозга, которые, собственно, и отвечают за самоконтроль и саморегуляцию.
По мере созревания головного мозга ребенок будет лучше контролировать себя. Обычно это происходит примерно в подростковом возрасте, если, конечно, проводилось соответствующее лечение». Для ребенка с СДВГ очень важно соблюдение режима дня, спокойный ритм жизни и отсутствие переизбытка дополнительных занятий, в семье должны быть установлены рамки дозволенного поведения.
«Эти дети не воспринимают критику, когда вы на них кричите, они, во-первых, не понимают, за что на них кричат, а, во-вторых, становятся более обозленными, стараются сделать что-то назло», – предупреждает невролог Маргарита Самигулина. «А когда к ним обращаются ласково, они слышат, и так от них можно добиться результата.
Кричать, бить, наказывать детей с этим синдромом бесполезно». Рассел Баркли, Кристина Бентон «Ваш непослушный ребенок» Многие родители детей с СДВГ отмечают, что эта книга, уже ставшая классикой, очень им помогла. Авторы объясняют причины непослушания, рассказывают, как его можно преодолеть, объясняют, что нужно говорить ребенку и как. Екатерина Мурашова «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром» Автор в увлекательной форме рассказывает, что же такое СДВГ, как часто этот синдром встречается, как выглядит на практике, как с ним борются врачи. Отвечает на наиболее частые вопросы, которые родители задают специалистам, рассказывает, что делать родителям дошкольника и школьника с СДВГ. Людмила Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций» Людмила Ясюкова всю жизнь посвятила проблеме СДВГ не только как психолог, но и как мама детей с этим синдромом. Она подробно описывает психологические особенности и поведенческие проявления СДВГ, объясняет неврологические причины. Юлия Гусева «Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори» Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сложно обучаться в детских садах, непросто подчиняться дисциплинарным требованиям, у них бывают сложности в общении со сверстниками.https://chips-journal.ru/reviews/cto-takoe-sdvg-i-pocemu-ego-nel-za-vylecit-no-mozno-skorrektirovat
Кто лечит синдром дефицита внимания?
СДВГ — невоспитанность или болезнь? Где поведение, а где уже диагноз? — Часто на прием к психологу приходят родители с жалобами на невнимательность ребенка, неусидчивость, повышенную подвижность, невозможность контролировать свое поведение, неуспеваемость в школе, подозревая у него диагноз «СДВГ» (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Всегда ли эти жалобы обоснованы? По медицинским классификаторам заболеваний (МКБ-10), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологически-поведенческое расстройство развития, которое начинается в детском возрасте и проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Симптомы невнимательности:
- ребенок не удерживает внимание на деталях, делает много ошибок;
- плохо удерживает внимание при выполнении школьных и других задач;
- не слушает, когда к нему обращаются;
- не может следовать инструкциям и доводить дело до конца;
- не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение задач;
- избегает задач, которые требуют длительного умственного напряжения;
- часто теряет вещи;
- легко отвлекается;
- забывчивый.
Симптомы гиперактивности:
- ребенок постоянно крутится;
- не может сидеть на месте, когда это необходимо;
- ему характерна чрезмерная и бесцельная двигательная деятельность;
- не может тихо, спокойно играть;
- постоянно находится в движении;
- болтливый.
Симптомы импульсивности:
- ребенок отвечает на вопросы не задумываясь;
- не может дождаться своей очереди;
- мешает другим людям, перебивает их.
!!! Для постановки диагноза СДВГ необходимо наличие не менее 6 из вышеперечисленных симптомов невнимательности, 3 симптомов гиперактивности и 1 симптома импульсивности. Диагноз может установить исключительно врач-психиатр !!! Критериями к постановке диагноза являются:
- продолжительность: симптомы наблюдаются не менее 6 месяцев в такой выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка;
- ранний возраст появления проявлений, до 7 лет;
- постоянство: распространяются на все сферы жизни — нарушение адаптации наблюдается в двух и более сферах деятельности ребенка;
- выраженность нарушений: существенные проблемы в обучении, социальных контактах, другой деятельности при нормальном интеллектуальном уровне.
Для постановки диагноза СДВГ необходимо исключить другие психические расстройства!!! Формы СДВГ:
- С преимущественным дефицитом внимания. Это дети с повышенным уровнем тревожности, чувствительны, мечтательны с хорошо развитым воображением, памятью, преимущественно с высоким уровнем интеллекта, быстро устают, что и приводит к развитию дефицита внимания.
- С преимущественной гиперактивностью. Это дети с повышенной возбудимостью нервной системы, которым трудно контролировать свои эмоции и поведение.
- Комбинированная. Это непоседы, дети, которые не могут долго сидеть на стуле, часто встают и бегают, их внимание привлекается на короткий промежуток времени, иногда могут проявлять агрессию.
Ухудшение течения заболевания совпадает с началом систематического обучения в школе. Школьная неуспеваемость имеет место у 92% детей с СДВГ. Наблюдается у 6-19% школьников, у мальчиков в 4-5 раз чаще. В подростковом возрасте данные симптомы сохраняются у 50-80% детей с СДВГ.
- Гиперактивность у подростков значительно уменьшается или исчезает, однако остается импульсивность, сохраняется нарушение внимания.
- Такие дети будут иметь серьезные пробелы в школьных знаниях, конфликтные отношения со сверстниками, напряженные отношения с учителями, что, в свою очередь, формирует школьную дезадаптацию, а иногда может привести и к совершению противоправных действий.
У 30-70% это расстройство переходит во взрослый вариант и имеет высокий риск развития асоциальной психопатии, алкоголизма и наркомании. Целесообразна комплексная реабилитация таких детей, которая состоит из:
- медикаментозной терапии;
- психологической и педагогической поведенческой коррекции;
- лечебной и оздоровительной физкультуры;
- дыхательных тренировок;
- Биологической обратной связи (БОС-терапия, Biofeedback).
Немного остановимся на последних двух. — Дыхательные тренеровки – это лечебное средство, которое улучшает здоровье школьников, в частности психовегетативную регуляцию, повышает физическую работоспособность и физиологические резервы организма. В последнее время особенно востребованы аппаратные методики гипокситерапии, которые помогают быстро и правильно усвоить и применять дыхательные техники. Подобные тренировки улучшают кратковременную память, произвольное внимание, благоприятно влияют на самочувствие, активность, настроение, повышают успешность, увеличивая пластичность и резервные возможности ЦНС, компенсируя проблемы школьной дезадаптации. Среди таких гипоксикаторов, например, есть лечебно-диагностические аппараты «ReОxy», «Карбоник» (Читать подробнее о методах >>> ), — Биологическая обратная связь (БОС-терапия, Biofeedback) является одним из новых методов, который активно используют во многих клиниках за рубежом при работе с такими детьми. БОС-терапия была признана наиболее эффективным методом лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей Американской Академией Педиатрии в 2012 году. БОС-терапия наглядно демонстрирует нам, как можно использовать наше сознание для непосредственного контроля над собственным организмом и выработки необходимых навыков. БОС терапия (Biofeedback) – практически единственная !!! медицинская технология, где пациент является активным участником своего лечения. По сути это и лечение и тренинг по выработке новых навыков в одной процедуре. Метод основанный на развитии у пациента (ребенка) навыков самоконтроля и саморегуляции различных функций организма для улучшения общего состояния. Во время занятия пациенту предлагается с помощью соответствующей тренировки произвольно контролировать те функции организма, на которые нужно повлиять. Сами коррекционные занятия проходят перед компьютером (что сегодняшним детям достаточно привычно, комфортно и интересно) под контролем датчиков и врача — медицинского психолога. (Читать подробнее о методике БОС терапия (Biofeedback) >>> ),
Метод позволяет за короткий срок (10-15-20 сеансов) уверенно овладеть навыками нервно-мышечного расслабления, оптимизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем путем выработки диафрагмального типа дыхания, научиться самостоятельно преодолевать и подавлять болезненные проявления, восстановить высокую работоспособность, хорошее самочувствия и настроение, спокойствие и уверенность в собственных силах.
- БОС-терапия поможет ребенку быстрее научиться контролировать собственные эмоции, сознательно контролировать и переключать внимание, усваивать новую информацию, адекватно реагировать на стрессы или повышенные психические нагрузки, и таким образом справляться с СДВГ.
- Эти методики вам могут предложить в МЦ « Ваш ВРАЧ»,
Наша врач-медицинский психолог составит и проведет индивидуальный лечебно-корректирующий комплекс. Ждем вас ежедневно по адресу ➡ Осокорки, ул.Е. Чавдар, 2, Запись на консультацию по тел. ➡ 0443333703, Психолог. Медицинский психолог – Киев, Позняки, Осокорки, Харьковский, улица Чавдар, Дарницкий район.https://vashvrach.com.ua/ru/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg
Как правильно общаться с детьми с СДВГ?
Чек-лист: как общаться с ребенком с СДВГ Психолог БФ «Гольфстрим, специалист по работе с особенными подростками Анна Калашникова Гиперактивность — одна из самых частых дисфункций поведения, которая оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Невнимательность, импульсивность и гиперактивность у детей не только ухудшают их социальный статус, но и формируют высокий риск развития асоциального поведения в подростковом возрасте и у взрослых.
- В широком смысле гиперактивность обозначает круг разнообразных проблем поведения — непослушание, частые ночные пробуждения, многословное и навязчивое или зависимое поведение и так далее.
- СДВГ – синдром дефицита внимания, гиперактивность.
- По разным данным она встречается у 21% детей.
- СДВГ оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
Невнимательность, импульсивность, гиперактивность ухудшают социальный статус ребенка. Формируют высокий риск асоциального поведения в будущем. Из-за враждебного отношения окружающих, непринятия одноклассниками, родителями, учителями, собственной семьей часто оказывается в изоляции.
Ведет себя расторможенно, нагловато, импульсивно, забывает сказанное, как будто не слышит, нарушает социальные нормы, с ним сложно, от него быстро устают взрослые! Это ребенок хаос! Двигательное беспокойство. Не может усидеть на месте и минуты.
Важно! Говорить, что ребенок гиперактивный может только специалист. В обычной жизни вместо диагноза лучше говорить, что ребенок непоседливый, подвижный. Так будет корректно по отношению к ребенку и его родителям Откуда берется СДВГ:
Биологические причины: генетические (в семье есть патология гена)Психосоциальные: неудовлетворённость базовых потребностей ребенка, педагогическая запущенность.
Ни дома ни в школе такие дети не приняты, не поняты. Во взрослом возрасте агрессивное поведение ведет к дальнейшему затруднению в контактах и социальной изоляции. Мы редко встречаем взрослых с СДВГ т.к. они уже вытеснены из общества. Психолог БФ «Гольфстрим» и специалист по работе с подростками с ОВЗ Анна Калашникова составила краткий чек-лист, который облегчит общение с гиперактивным ребенком.
Вы педагог, воспитатель, родственник такого ребенка? Используйте наши советы. Полную версию вебинара «Общение с детьми с СДВГ» можно посмотреть по, Чек-лист «Как общаться с ребенком с СДВГ» Ребенок не соблюдает правила, нарушает границы дозволенного Нужно: Установить границы дозволенного, проговорить что можно, что нельзя.
Часто напоминать о правилах, проговаривать эти правила. Ребенок забывает, что ему было сказано минуту назад. Нужно: Дети с СДВГ забывчивы, им нужно слышать одно и тоже более одного раза. Повторяйте несколько раз, напоминайте о встрече, о том, что нужно сделать.
- Ребенок вас не слышит Поддерживайте визуальный контакт.
- Не говорите что-то из другой комнаты, на ходу.
- Присядьте на его уровень, смотрите в глаза, когда говорите.
- Ребенок перевозбуждается, не может усидеть на месте и минуты Постарайтесь не допускать перевозбуждения, меняйте вид деятельности.
- Шутите, вносите новизну в привычные занятия, можно даже подурачиться, чтобы переключить его внимание.
Ребенок не понимает смысл сказанного Упрощайте – чем меньше слов, тем больше шансов, что он вас поймет. Спрашивайте, как он вас понял. Хвалите, одобряйте, поощряйте, лелейте! Это важно каждому ребенку и взрослому! Читать подробнее: Чек-лист: как общаться с ребенком с СДВГhttps://golfstreamfond.ru/2022/02/03/chek-list-kak-obshhatsya-s-rebenkom-s-sdvg
Почему возникает СДВГ?
СДВГ является синдромом невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Выделяют 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный/импульсивный и комбинированный. Диагноз ставят на основании клинических критериев. Лечение обычно включает лекарственную терапию стимулирующими препаратами, поведенческую терапию и образовательные мероприятия.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) относится к расстройствам нервной системы. Неврологические расстройства базируются на предпосылках неврологического характера, появляющихся в раннем детстве, как правило, до поступления в школу, и причиняющим ущерб личному, социальному, академическому и/или профессиональному росту.
Они, как правило, связаны с трудностями приобретения, сохранения, или применения специальных навыков или сетов информации. Нарушения нервно-психического развития могут включать в себя одно или более из следующих расстройств: снижение внимания, памяти, восприятия, речи, неспособность решать проблемы или нарушения социального взаимодействия.
Другие общие расстройства развития нервной системы включают в себя расстройства аутистического спектра Расстройства аутистического спектра Расстройства аутистического спектра – психическое расстройство детского возраста, характеризующееся нарушением социального взаимодействия и общения, повторяющимися и стереотипными моделями поведения.
Прочитайте дополнительные сведения, расстройства обучения Обзор нарушений способности к обучению (Overview of Learning Disorders) Нарушение обучаемости является предпосылкой, обуславливающей разницу между потенциальным и актуальным уровнями академической успеваемости, прогнозированной персональными интеллектуальными способностями.
Прочитайте дополнительные сведения (например, дислексию Дислексия Дислексия является общим термином для первичного расстройства чтения. Диагноз ставится на основании оценки интеллектуальной деятельности, образовательной среды, речи и языка, медицинских и психологических. Прочитайте дополнительные сведения ), а также умственную отсталость Умственная отсталость Умственная отсталость характеризуется значительным недоразвитием интеллектуальной функции (часто выражающимся коэффициентом интеллектуальности 70–75) в сочетании с ограничением адаптивных функций.
Прочитайте дополнительные сведения, Ранее некоторые эксперты считали СДВГ расстройством поведения, вероятно потому, что дети обычно проявляют невнимательное, импульсивное и чрезмерно активное поведение, а также потому, что коморбидные расстройства поведения, в частности, широко распространены оппозиционно-вызывающее расстройство Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) Вызывающее оппозиционное расстройство – повторяющаяся или постоянная модель отрицательного, вызывающего или даже враждебного поведения по отношению к старшим.
Диагноз ставят на основании анамнеза. Прочитайте дополнительные сведения и кондуктивное расстройство Расстройства поведения Расстройства поведения (РП) являются постоянным или систематическим поведением, которое нарушает права других лиц или основные свойственные данному возрасту социальные нормы и правила.
Диагноз. Прочитайте дополнительные сведения, Тем не менее, СДВГ имеет хорошо обоснованную неврологическую подоплеку и не является просто «неправильным поведением».
Преимущественно невнимательный преимущественно гиперактивный/импульсивный; Комбинированный
В целом СДВГ встречается примерно в два раза чаще у мальчиков, хотя норма варьируется в зависимости от типа. Преимущественно гиперактивный-импульсивный тип возникает в 2–9 раз чаще у мальчиков; преимущественно невнимательный тип выявляют с частотой, примерно равной у обоих полов. СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству. СДВГ не имеет известных специфичных причин. Возможные причины СДВГ включают генетические, биохимические, сенсомоторные, физиологические и поведенческие факторы. В число факторов риска входят масса тела при рождении < 1500 г, травма головы, дефицит железа Дефицит железа Железо (Fe) представляет собой компонент гемоглобина, миоглобина и многих ферментов в организме. Гемовое железо в основном содержится в продуктах животного происхождения. Оно всасывается гораздо. Прочитайте дополнительные сведения, обструктивное апноэ сна Обструктивное апноэ сна у детей Обструктивное апноэ сна (ОАС) характеризуется эпизодами частичного или полного перекрытия верхних дыхательных путей во сне, что приводит к остановке дыхания. К симптомам заболевания относится. Прочитайте дополнительные сведения и воздействие свинца, а также пренатальное воздействие алкоголя, табака и кокаина Бытовые и запрещенные наркотические вещества во время беременности Лекарственные препараты применяются более чем в половине всех случаев беременности, и распространенность их применения растет. Наиболее часто применяемыми лекарствами являются противорвотные. Прочитайте дополнительные сведения, СДВГ также ассоциируется с неблагоприятным детским опытом (АПФ; 2 2 Общие справочные материалы СДВГ является синдромом невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Выделяют 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный/импульсивный и комбинированный. Прочитайте дополнительные сведения ). Менее 5% детей с СДВГ имеют признаки неврологических повреждений. Увеличение числа доказательств подразумевает различия в дофаминергической и норадренергической системах со снижением активности или стимуляцию верхних отделов ствола мозга и передне-среднемозговых трактов.
1. Boznovik K, McLamb F, O’Connell K, et al : U.S. national, regional, and state‑specific socioeconomic factors correlate with child and adolescent ADHD diagnoses. Sci Rep 11:22008, 2021. doi: 10.1038/s41598-021-01233-2 2. Brown N, Brown S, Briggs R, et al : Associations between adverse childhood experiences and ADHD diagnosis and severity. Acad Pediatr 17(4):349–355, 2017. doi: 10.1016/j.acap.2016.08.013
Не смотря на то, что СДВГ считается расстройством детского возраста и всегда начинается в детстве, лежащие в основе нейрофизиологические различия сохраняются во взрослой жизни, а поведенческие симптомы примерно в половине случаев продолжают проявляться во взрослой жизни.
трудности с концентрацией внимания; перепады настроения; нетерпение Трудности в поддержании отношений
Гиперактивность у взрослых обычно проявляется как беспокойство и суетливость, а не как двигательная гиперактивность, имеющая место у детей раннего возраста. Взрослые с СДВГ, как правило, подвержены более высокому риску безработицы, у них низкий образовательный уровень, а также выше показатели наркомании и преступности.
Более распространенными являются дорожно-транспортные происшествия и нарушения. Во взрослом возрасте СДВГ диагностировать более трудно. Симптомы могут быть аналогичны таким, как при расстройствах настроения Обзор аффективных расстройств (Overview of Mood Disorders) Аффективные расстройства – это эмоциональные нарушения, проявляющиеся продолжительными периодами чрезмерной грусти, или избыточного веселья, или их комбинации.
Аффективные расстройства могут. Прочитайте дополнительные сведения, тревожных расстройствах Обзор тревожных расстройств (Overview of Anxiety Disorders) Каждый человек периодически испытывает страх и тревогу. Страх является эмоциональным, физическим и поведенческим ответом на сразу узнаваемую внешнюю угрозу (например, вторжение злоумышленника.
Прочитайте дополнительные сведения, а также расстройствах при употреблении психоактивных веществ Расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ Расстройства, вызванные употреблением психоактивного вещества, представляют собой тип расстройств, индуцированных употреблением психоактивных веществ, которые включают патологическую модель.
Прочитайте дополнительные сведения, Так как персональный рассказ о симптомах в детстве может быть ненадежным, врачам может понадобиться просмотреть школьные записи или проинтервьюировать членов семьи, чтобы подтвердить наличие проявлений в возрасте до 12 лет.https://www.msdmanuals.com/ru-ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9/%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC-%D0%B4%D0%B5%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81-%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E-%D1%81%D0%B4%D0%B2-%D1%81%D0%B4%D0%B2%D0%B3
Почему СДВГ не лечится?
СДВГ часто считают выдуманной болезнью, мол, строже с детьми надо быть – тогда и с поведением будет все в порядке. На самом же деле строгость тут бесполезна – ребенок с СДВГ просто физически не может долго сидеть на месте, сосредоточенно учиться и доводить начатое до конца.
Синдром непоседы, модная болезнь, преувеличенная проблема – как только не называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ADHD). Но неврологи и психиатры предупреждают, что не стоит относиться к СДВГ легкомысленно: это диагноз, который не лечится, но требует определенной коррекции. Во всем мире растет число детей с этим синдромом.
Важно правильно помочь им в детстве, чтобы болезнь не мешала полноценно жить во взрослом возрасте. «Дети с СДВГ уже на первом году жизни особенные: они более подвижны, чаще совершают хаотичные движения руками и ногами. Как правило, эти дети задерживаются в речевом развитии, более неуклюжие, невнимательные.
Где-то в полтора-два года можно говорить, что есть предпосылки к этому синдрому», – рассказывает невролог Тушинской детской больницы имени З.А. Башляевой Маргарита Самигулина. «Но поставить этот диагноз мы имеем право только к шести годам, когда можно объективно по шкалам оценить невнимательность, гиперактивность, неусидчивость.
Мы работаем вместе с психологом, он примерно час играет с ребенком на коврике, задает вопросы, дает задания. А до этого мы предполагаем синдром, акцентируем родителей на том, что дети более неусидчивые, расторможенные». Маленькие дети с СДВГ своим поведением часто напоминают обезьянок, перескакивающих с дерева на дерево.
Дети активно хватают то одну игрушку, то другую, быстро теряют к ней интерес, не могут сосредоточиться на каком-то занятии. При этом они очень активные. Все дети разные, этот синдром у кого-то может проявиться раньше, у кого-то позже, но чаще всего родители замечают проблему в полтора-два года. Рассказывает детский невролог Нина Московкина: «По нормативам, к полутора годам у ребенка должен созревать интерес, он должен уметь заниматься, строить домики из кубиков, собирать пирамидку, ему это должно быть интересно.
А гиперактивный ребенок чуть-чуть позанимается и бросает. У таких детей снижен интерес, им ничего не интересно. Самое главное – не упустить тот момент, когда у ребенка появляется стремление к познанию мира. Мамы часто это пропускают, и так дети начинают входить в синдром гиперактивности с недостатком внимания.
- С ребенком все время нужно разговаривать, он должен слышать мамино слово.
- Даже когда вы идете просто по улице, обязательно что-то рассказывайте, еще лучше — читайте детские стихи, это хорошо развивает память и внимание.
- Мама должна объяснять, что вот это снег, а это – снежинки, они холодные, годовалый ребенок это поймет.
Часто родители в этот ответственный период жизни малыша все свободное время тратят на гаджеты, им некогда привить ребенку устойчивый интерес. Что мы нередко видим? Идет мама с ребенком, что-то судорожно набирает в телефонн, а ребенок лишь бы не мешал».
Активный ребенок – это норма, и не стоит называть всех активных детей гиперактивными. «К сожалению, у нас есть проблема гипердиагностики, когда родители приходят на прием к неврологу, психологу, говорят, что ребенок гиперактивный, и ему ставится этот диагноз – СДВГ, без оценки этой гиперактивности», – предупреждает Маргарита Самигулина.
«Вообще, СДВГ – это диагноз психиатра, это нарушение в эмоционально-волевой сфере, дети не могут контролировать свои эмоции и поведение. Бывают выдуманные синдромы гиперактивности, когда ребенок дома бегает по потолку, потому что мама готовит, а папа лежит на диване и смотрит телевизор, ребенку скучно, и он своей активностью пытается привлечь внимание родителей.
- Такое поведение многие родители называют гиперактивностью.
- А это всего лишь манипуляция взрослыми в желании привлечь их внимание».
- Число детей с СДВГ выросло во всем мире и в России тоже.
- По последним данным американских исследователей, в США 11% школьников страдают этим синдромом.
- Причины разные, но Маргарита Самигулина основными считает проблемную беременность и роды: «Мы стали больше выхаживать недоношенных детей, у них незрелая нервная система, и они имеют различные поражения перинатальной нервной системы, это тоже сказывается.
Проблемы беременности сейчас у многих женщин. Есть генетически обусловленные факторы, они не доказаны, но считается, что если мама с папой имеют этот синдром, то у ребенка он тоже будет. Но больше всего сказывается, как мне кажется, недоношенность, преждевременные роды, стимуляция родового процесса».
Очень часто у детей с СДВГ имеются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Гипоксия, асфиксия, тазовое предлежание, стремительные роды, длительный безводный период могут быть причиной СДВГ. Поэтому если все эти проблемы были, обязательно нужно посетить невролога. Невролог Нина Московкина отмечает, что курение мамы во время беременности тоже может спровоцировать этот синдром – никотин сужает сосуды, ребенок получает меньше кислорода.
«К гиперактивности может привести и неправильное питание. В идеале ребенок должен получать материнское молоко. Мама, которая кормит ребенка грудью, должна получать в нормальном количестве жиры, белки, углеводы, витамины, не питаться фастфудом. Если у мамы нет молока, ребенка нужно правильно кормить».
- Лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нет.
- Раньше неврологи назначали ноотропные, успокаивающие препараты, но это была, скорее, терапия отчаяния в помощь родителям, вспоминает Маргарита Самигулина.
- «Сегодня есть только один препарат, который реально оказывает воздействие на этот синдром – это Страттера.
Он дорогой, и разрешен только с 6-7 лет. Мы его назначаем, когда ребенок идет в школу, чтобы помочь ему втянуться в обучение, привыкнуть к урокам, научиться себя контролировать, в средней школе этот препарат мы снимаем, и дети, как правило, учатся нормально.
В детском саду этот синдром ребенку не мешает, он мешает окружающим, воспитателям, а ребенок чувствует себя замечательно. В школе другая ситуация – за счет своей невнимательности ученик не может обучаться, не может усваивать материал из-за своего синдрома, поэтому там уже требуется наша медикаментозная помощь».
СДВГ – это диагноз на всю жизнь, он не лечится. Взрослые к нему приспосабливаются, но у них остается забывчивость, частая смена настроения. Такие взрослые нередко страдают заниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, у них отсутствует мотивация, они забывчивы, несобранны, невнимательны.
Рассказывает Маргарита Самигулина: «Но жить им это не мешает. Они так же ходят на работу, выполняют все, что нужно. Просто взрослые учатся жить с этим синдромом, приспосабливаются к нему. Но есть такая статистика, что большой процент людей с синдромом дефицита внимания становятся наркоманами, алкоголиками, ведут асоциальный образ жизни.
Это так проявляется синдром. Они же активные, и если их чем-то в детстве не заинтересовали, их бешеную энергию не направили в правильное русло, то потом они находят выход только в асоциальных поступках. Их не принимает общество, если родители не смогли помочь им в детстве».
У взрослых синдром проявляется по-разному – некоторые грызут ногти, потому что не могут справиться со своей гиперактивностью. Им нужно постоянно искать занятие для рук, объясняет Нина Московкина: «Помогают мягкие игрушки с гранулами, их можно теребить в руках. Как правило, дети с СДВГ, когда вырастают, не идут на специальности, которые требуют усидчивости, а выбирают такие профессии, где руки работают, а голова при этом отвлекается.
Хорошо подойдут ковка, лепка, резьба по дереву». Откорректировать излишнюю активность детям помогает спорт. Силовые виды спорта – не их вариант, рекомендован пеший, водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах, коньках. Нагрузка должна быть умеренной, потому что дети могут перевозбудиться, а успокоиться самостоятельно им непросто.
«Важно заниматься физкультурой, но противопоказаны профессиональные занятия спортом (школы олимпийского резерва). Важно, чтобы дополнительные занятия были интересны ребенку. Большая школьная нагрузка, обучение в специализированных школах, гимназиях, как правило, не по силам ребенку с СДВГ. Лучше, если ребенок будет учиться в обычной школе с адекватной нагрузкой.
Если есть возможность, показано домашнее (семейное) обучение, хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми с СДВГ школы Монтессори», – рассказывает практикующий психолог, к.п.н., доцент кафедры психологии человека РГПУ им.А.И. Герцена Юлия Гусева. Параллельно с наблюдением у невролога или психиатра Юлия Гусева рекомендует детям с СДВГ пройти курс психотерапии: «Обычно психологи в работе с детьми, страдающими СДВГ, используют игровую терапию.
- Ребенок в игре учится взаимодействовать с другими и самим собой, учится выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме, кроме того, психолог в рамках терапии устанавливает границы, если они нарушены в реальной жизни.
- Постепенно ребенок переносит полученные навыки общения из кабинета психолога в реальную жизнь».
Родитель ребенка с СДВГ – это его самый главный помощник и сопровождающий, отмечает психолог. Одна из серьезных проблем такого ребенка – это самоконтроль, волевая саморегуляция. Он не может сосредоточиться на уроках, отвлекается, не может собрать портфель, не может сдержать себя, например, дерется с другими детьми.
- «В связи с этим функция контроля должна быть взята родителем на себя.
- Быть рядом, когда ребенок выполняет уроки, перепроверить вместе с ребенком, все ли собрано на следующий день, напомнить, что пора идти на кружок.
- Не нужно бояться, что ребенок из-за такой опеки сам никогда не будет ничего делать.
- Дело в том, что у детей с СДВГ обычно наблюдается дисфункция лобных долей головного мозга, которые, собственно, и отвечают за самоконтроль и саморегуляцию.
По мере созревания головного мозга ребенок будет лучше контролировать себя. Обычно это происходит примерно в подростковом возрасте, если, конечно, проводилось соответствующее лечение». Для ребенка с СДВГ очень важно соблюдение режима дня, спокойный ритм жизни и отсутствие переизбытка дополнительных занятий, в семье должны быть установлены рамки дозволенного поведения.
- «Эти дети не воспринимают критику, когда вы на них кричите, они, во-первых, не понимают, за что на них кричат, а, во-вторых, становятся более обозленными, стараются сделать что-то назло», – предупреждает невролог Маргарита Самигулина.
- «А когда к ним обращаются ласково, они слышат, и так от них можно добиться результата.
Кричать, бить, наказывать детей с этим синдромом бесполезно». Рассел Баркли, Кристина Бентон «Ваш непослушный ребенок» Многие родители детей с СДВГ отмечают, что эта книга, уже ставшая классикой, очень им помогла. Авторы объясняют причины непослушания, рассказывают, как его можно преодолеть, объясняют, что нужно говорить ребенку и как. Екатерина Мурашова «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром» Автор в увлекательной форме рассказывает, что же такое СДВГ, как часто этот синдром встречается, как выглядит на практике, как с ним борются врачи. Отвечает на наиболее частые вопросы, которые родители задают специалистам, рассказывает, что делать родителям дошкольника и школьника с СДВГ. Людмила Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций» Людмила Ясюкова всю жизнь посвятила проблеме СДВГ не только как психолог, но и как мама детей с этим синдромом. Она подробно описывает психологические особенности и поведенческие проявления СДВГ, объясняет неврологические причины. Юлия Гусева «Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори» Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сложно обучаться в детских садах, непросто подчиняться дисциплинарным требованиям, у них бывают сложности в общении со сверстниками.https://chips-journal.ru/reviews/cto-takoe-sdvg-i-pocemu-ego-nel-za-vylecit-no-mozno-skorrektirovat
Откуда берется синдром СДВГ?
СДВГ возникает у детей с нарушением строения и функционирования головного мозга, преимущественно в префронтально-стрио-таламо-кортикальных структурах (окололобных участках коры и подкорковой области). Эти структуры могут повреждаться в период беременности, в родах и раннем детстве.https://newday-clinic.ru/sdvg
Как ведут себя люди с СДВГ?
Особенности СДВГ у взрослых — Недостаток сосредоточенности и концентрации является неврологическим состоянием. Исследования сканирования мозга показывают, что люди с этой патологией имеют нейронные цепи, которые немного другие, чем у обычных людей. Физические и химические различия в мозге влияют на исполнительное функционирование.
трудности с заинтересованностью (например, на работе во время разговоров или личных отношений); гиперактивность (например, ерзание или неспособность сидеть неподвижно, много говорить, чересчур активно жестикулировать); импульсивность (например, прерывание разговора, неспособность ждать в очереди).
https://loritom.ua/sdvg-u-vzroslyh-simptomy-diagnostika-lechenie
Чем отличается СДВГ от аутизма?
СДВГ и аутизм (РАС) — У этих двух расстройств много похожих симптомов, но важно помнить, что они разные., но СДВГ — это физиологическое расстройство, а аутизм — это вариации неврологических расстройств. В зависимости от диагноза СДВГ, аутизм или и то и другое, вы получите разные рекомендации по лечению. Ниже перечислены симптомы для каждого из расстройств, а также схожие,https://www.fastfword.com/sdvg-raznitsa-rasstroistv-vnimaniya